Социальные фонды предприятия
Функции: Стимулирование роста производительности труда Трудовая мотивация повышения эффективности производства
Образующие факторы: Размеры прибыли Пропорции распределения прибыли Привлечение дополнительных источников финансирования
Влияющие факторы: Ставки налогов Налоговые льготы Социальные программы предприятий
В мировой экономической теории и практике существуют две концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм, обусловленные различными ценностными подходами к общественной значимости фирм (рис. 44.2).
Рис. 44.2
Концепции социальной роли бизнеса и социальной
ответственности фирм
Концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм
Реализация фирмой исключительно экономических целей и сведение социальной ответственности работодателя к максимизации оплаты труда работников
Работодатель несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом, добивается динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации
1. Согласно одной из этих концепций, фирма реализует только экономические цели и ее социальная ответственность сводится к максимализации оплаты труда работников. Выполняя эту функцию, бизнес обеспечивает занятость работников, а также дивиденды для акционеров.
Активный сторонник этой концепции — один из основателей монетаризма Милтон Фридмен, считающий, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его потенциала и ресурсов и деятельности, направленной на извлечение прибыли при условии, что бизнес придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, «не прибегая к мошенничеству и обману».
2. Согласно другой концепции, бизнес не должен ограничиваться экономическими целями, он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия предпринимательской деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, а также содействовать решению общегосударственных социальных задач. Согласно этой точке зрения, бизнес несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом. Он призван добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации. Эта концепция соответствует требованиям цивилизованного рынка, социально-ориентированной модели рыночной экономики.
Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения социальных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Экономический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной выживаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на балансе этих предприятий, а также разработки социальных программ на макроуровне.
Проще было бы предприятиям прекратить финансирование содержания своей социально-культурной инфраструктуры, в лучшем случае передать на баланс органов местного самоуправления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилировать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств и ориентировать ее исключительно на максимизацию прибыли.
Решение будущей судьбы и перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспективными задачами управления производством с учетом российских традиций социальной мотивации труда (рис. 44.3).
С точки зрения стратегического курса экономической реформы — построение эффективно функционирующей рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран сложившаяся развитая социальная инфраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а в структурной перестройке, с тем чтобы более активно задействовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мобильность работников и гибкость рынка труда.
Рис. 44.3
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел VIII
- 44.2. Система социальной защиты:
- 44.3. Особенности преодоления финансового
- 44.4. Социальные фонды и программы предприятий
- Социальные фонды: функции и факторы
- Социальные фонды предприятия
- Социальные программы предприятий
- 44.5. Система социального партнерства
- Система социального партнерства
- Глава 45 Финансирование социальных услуг
- 45.1 Современное состояние социальных услуг в рф
- 45.2. Финансирование услуг в сфере
- 45.3. Финансирование жилищно-коммунальной сферы
- Глава 46 Нормативы социальных финансовых затрат
- 46.1. Государственные минимальные
- Социальные нормативы и нормы
- 46.2. Социальные стандарты субъектов рф
- Глава 47 Государственный и муниципальный заказ
- 47.1. Формирование заказа
- 47.2. Государственный оборонный заказ
- 47.3. Государственные закупки золота и серебра
- 47.4. Государственный заказ на региональные
- Глава 48 Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды
- 48.1. Государственный материальный резерв
- 48.2. Механизм финансирования
- 48.3. Закупки и поставки продукции
- Основная литература
- Оглавление
- Глава 35. Муниципальные финансы