Поставка товаров для государственных нужд
В гражданском праве наряду с преобладающими в нем частно-правовыми началами присутствуют и публично-правовые начала. Выражение публичности в гражданском праве, во многих случаях связано с участием государства в гражданских правоотношениях в качестве субъекта гражданского права. С другой стороны, происхождение публичного в гражданском праве имеет и более глубинные начала, происходящие из сущности права, призванного быть регулятором тех или иных общественных отношений.
В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Для эффективного выполнения своих функций государство нуждается в определенных ресурсах и как субъект гражданского права имеет потребности в различных вещах. Целям удовлетворения этих потребностей служит институт поставки товаров для государственных нужд.
В ГК правила о поставке товаров для государственных нужд помещены в § 4 гл. 30 («Купля-продажа»). Подобное решение относительно структуры и содержания данной главы, куда включены правила об отдельных видах купли-продажи не вполне соответствует сущности института поставки товаров для государственных нужд, если учесть то обстоятельство, что законодательство о поставках для государственных нужд формировалось еще во 2-й ½ XIX в. и имеет собственные устоявшиеся традиции отечественного нормотворчества. Вместе с тем, в отечественном гражданском праве столь же длительное время развивался институт поставки, который в гражданско-правовой доктрине неизбежно отделялся от купли-продажи. Таким образом, более правильным будет позиционирование поставки товаров для государственных нужд в качестве разновидности поставки.158
Источники правового регулирования. Основу правового регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд составляют правила § 4 гл. 30 ГК, а если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства применяются также правила ГК о договоре поставки (ст.ст. 476 – 493). В 1993 г. в Республике Беларусь был принят Закон «О поставках товаров для государственных нужд». Отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются также нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, в частности, Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждаются перечни республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 495 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Договорами, опосредующими поставку товаров для государственных нужд, являются: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и заключаемый на его основе договор поставки товаров для государственный нужд.
По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию – иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 496 ГК).
Содержание § 4 главы 30 ГК позволяет сделать вывод о том, что договором поставки товаров для государственных нужд следует считать соглашение сторон, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) на основе государственного контракта обязуется передать покупателю товары, предназначенные для государственных нужд.
Государственный контракт и договор на поставку товаров для государственных нужд относятся к числу консенсуальных, возмездных, двусторонних.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Элементы договора купли-продажи
- Договор розничной купли-продажи
- Элементы договора розничной купли-продажи
- Договор поставки
- Элементы договора поставки
- Поставка товаров для государственных нужд
- Элементы договора
- Договор контрактации
- Элементы договора контрактации
- Договор энергоснабжения
- Элементы договора энергоснабжения
- Договор продажи недвижимости
- Элементы договора продажи недвижимости
- Договор продажи предприятия
- Элементы договора
- Элементы договора
- Элементы договора дарения
- Общие положения
- Постоянная рента
- Пожизненная рента
- Пожизненное содержание с иждивением
- Элементы договора аренды
- Отдельные виды договоров аренды
- Элементы договора ссуды
- Элементы договора подряда
- Содержание договора
- Договор бытового подряда
- Договор строительного подряда
- Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
- Подрядные работы для государственных нужд
- Элементы договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- Элементы договора возмездного оказания услуг
- Виды перевозок
- Договор перевозки груза
- Договор перевозки пассажира и багажа
- Элементы договора транспортной экспедиции
- Глава 5 Закона «о транспортно-экспедиционной деятельности» определяет права и обязанности клиента и экспедитора.
- Элементы договора займа
- Элементы кредитного договора