Правовые аспекты защиты информации
В настоящее время защита данных обеспечивается законодательными актами на международном и национальном уровнях. Еще в 1981 г. Совет Европы одобрил Конвенцию по защите данных, в Великобритании подобный закон был принят в 1984 г. В России базовые нормы защиты информации содержатся в законах «Об информации, информатизации и защите информации» и «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», изданных соответственно в 1995 и 2002 гг.
Эти правовые акты устанавливают нормы, регулирующие отношения в области формирования и потребления информационных ресурсов, создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, защиты информации и защиты прав граждан в условиях массовой информатизации общества.
На федеральном уровне принимаются следующие меры для обеспечения информационной безопасности:
осуществляется формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере;
устанавливается баланс между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
совершенствуется законодательство РФ в сфере обеспечения информационной безопасности;
координируется деятельность органов государственной власти по обеспечению безопасности в информационной среде;
защищаются государственные информационные ресурсы на оборонных предприятиях;
развиваются отечественные телекоммуникационные и информационные структуры;
совершенствуется информационная структура развития новых информационных технологий;
унифицируются средства поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации для вхождения в глобальную информационную инфраструктуру.
Вопросы информационной безопасности государства оговариваются в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», созданной в соответствии с Указом президента РФ от 17 декабря 1997 г.
Некоторые меры по защите информации предусмотрены в главе 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации». В ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», состоящей, как и две последующие, из двух частей, содержится достаточно много признаков, обязательных для объекта, объективной и субъективной сторон данного состава преступления. Непосредственным объектом ее являются общественные отношения по обеспечению безопасности компьютерной информации и нормальной работы ЭВМ, их системы или сети.
Состав преступления сформулирован как материальный, причем если само деяние определено однозначно (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации), то последствия, хотя они и обязательны, могут быть весьма разнообразны: уничтожение информации, ее блокирование, модификация, копирование, нарушение работы ЭВМ, систем ЭВМ и их сети.
Часть 2 ст. 272 предусматривает в качестве квалифицирующих признаков несколько новых, характеризующих объективную сторону и субъект состава преступления. Это совершение деяния: группой лиц по предварительному сговору; организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения; лицом, имеющим доступ к ЭВМ, их системе или сети.
Ст. 273 имеет название «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ». Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по безопасному использованию ЭВМ, ее программного обеспечения и информационного содержания.
Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» касается неисполнения пользователями своих профессиональных обязанностей, приводящему к нарушению целостности хранимой и перерабатываемой информации. Непосредственный объект преступления, предусмотренного этой статьей, - отношения по соблюдению правил эксплуатации ЭВМ, системы или их сети, то есть аппаратно-технического комплекса.
Yandex.RTB R-A-252273-3