logo
Administrativnoe_pravo

Виды административно – правовых методов

Все методы подразделяются на общие и специальные. Среди общих выделяют: метод убеждения, принуждения, стимулирования. Суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они имеют универсальный характер и взаимно дополняют друг друга (политика кнута и пряника).

Метод убеждения в правовом государстве является основным, поскольку, представляет собой комплекс воспитательных и разъяснительных мероприятия в целях повышения сознательности, организованности, добросовестного соблюдения субъектами административного права, его норм. Данный метод является основным, поскольку:

  1. Он наиболее доступен; используется круглосуточно в отношении всех граждан;

  2. Он наиболее экономичен, поскольку, не требует дополнительных средств на создание системы принуждения, позволяет заменить внешнее регулирование, внутренней организации субъекта с необходимостью действовать правомерно.

Убеждение может выражаться в таких формах, как:

  1. Идеологическое воздействие;

  2. Повышение политической и правовой культуры;

  3. Разъяснение действующего законодательства;

  4. Личный пример.

На ряду, с убеждением, весьма распространяемым методом, выступаем стимулирование. Данный метод по своим целям, тесно связан с методом убеждения; однако в применении различных мер в рамках данных методов существуют существенные различия:

  1. Метод стимулирования предполагает заранее предусмотренное нормами права применения определённых видов и мер морального и материального характера, при достижении конкретных, так же заранее оговорённых, количественных и качественных показателей и результатов работы, в то время как, применение мер материального и морального поощрения, в рамках метода убеждения, осуществляется по воле и усмотрению руководителя, без каких-либо заранее оговорённых условий и показателей;

  2. Волевое воздействие на деятельность подчинённых лиц оказывается здесь ранее достижения определённого результата и действует во время его получения.

Важнейший вид стимулирования – поощрение (см. законодательство «Государственные служащие»).

Поощрение:

  1. Персонифицировано;

  2. Косвенно воздействует на волю поощряемого, наделением определёнными правами и ценностями. В результате этого происходит воздействие на волю людей, подводя их к совершению таких же или подобных действий;

  3. Основание – заслуга, деяние оцененное субъектом управления (власти);

  4. Связано с оценкой, уже совершённых, полезных действий;

  5. Может применяться коллективным и индивидуальным субъектом.

Институт поощрения является межотраслевым: в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

Среди данных норм можно выделить две группы:

  1. НПА, регулирующие поощрительную деятельность субъектов исполнительной власти ( закон РБ «О государственных наградах»);

  2. НПА, в которых наряду со многими существует одна или несколько поощрительных норм (закон «о государственной службе в РБ»)

В зависимости от оснований, поощрения различают:

В зависимости от уровня применения:

С точки зрения правовой основы:

По содержанию:

В зависимости круга лиц:

В зависимости от статуса субъекта, осуществляемых, поощрительную деятельность:

Принятие поощрения работника является его правом; работник вправе отказаться от применения к нему мер поощрения по любому основанию содержание, которого он не обязан сообщать нанимателю.

Стадии поощрительного производства:

  1. Возбуждение дела о поощрении;

  2. Сбор, оценка материалов;

  3. Принятие решения о поощрении;

  4. Исполнение решения.

Также в рамках системы поощрения существуют такие вид поощрения, как:

  1. Благодарность президента РБ;

  2. Почётная грамота Совета Министров РБ;

  3. Возможность получения персональных надбавок к заработной плате, в соответствующей отрасли экономики.

Специальные методы управления

Наряду с общими методами используют специальные методы управления, среди которых, можно выделить:

  1. Административный метод (метод прямого воздействия);

  2. Экономический метод (метод косвенного воздействия);

Основные признаки административного метода:

  1. Реализует принцип: «Делай, как приказано»;

  2. Основан на значительном количестве подзаконных актов, которые регламентируют каждый шаг регламентирования;

  3. Наиболее эффективен в условиях кризиса;

  4. Не учитывает заинтересованность исполнителя в конечном результате;

  5. Ограничивает инициативу исполнителя;

  6. Позволяет быстро достичь желаемого результата как правила на непродолжительный срок.

Основные признаки экономического метода:

  1. Реализует принцип: «Делай, как лучше»;

  2. Основан на нормах законодательных актов и предполагает различные варианты управленческих действий;

  3. Наиболее эффективен в условиях равномерного, благоприятного развития общества и государства;

  4. Учитывает заинтересованность исполнителя, в том числе, материальном, в конечном результате работы;

  5. Развивает инициативу исполнителя;

  6. Требует больше времени для достижения результата, но результат носит стабильный характер.

Административные методы. Могут быть классифицированы:

По юридическим свойствам:

По Форме предписания:

Разграничение на административные и экономические методы не является абсолютным, поскольку:

  1. Исполнительная деятельность, по своей природе административная (управленческая), поэтому любые методы, которые используются в процессе её практического осуществления, не могут не быть административными. С этой точки зрения, существующее в доктрине административного права деление методов управления на: административные и экологические – не логично;

  2. Эти средства используются одними и теми же субъектами исполнительной власти, в отношении одних и тех же управлениях объектов;

  3. Оба метода представляют собой одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления;

  4. Экономические методы не могут быть реализованы без административно – правовой регламентации, то есть методы управления в общем виде могут быть представлены только как административно – правовые.

Административно – правовое принуждение

Основной метод воздействия на сознание и волю людей – метод убеждения не всегда оказывается достаточно действенным, поэтому государство вынуждено применять принуждение. В зависимости от оснований применения, можно выделить 4 вида государственного принуждения:

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения и характеризуется следующими основными признаками:

  1. Как правило, используются в сфере государственного управления;

  2. Является результатом проявления государственно – властных полномочий органов исполнительной власти. Всем мерам административного воздействия, присущ властно – принудительный характер.

  3. Применение органов, уполномочен широкий круг органов государственного управления и должностных лиц;

  4. Применяется к физическим и юридическим лицам;

  5. В отличии от дисциплинарного, применяется в рамках вне служебного подчинения, при отсутствии организационной подчинённости, между сторонами правоотношений;

  6. Административное принуждение, в отличие от уголовного, не влечёт наказание судимости. А в отличие от дисциплинарного, не связано с увольнением с работы;

  7. В отличие от иных видов государственного принуждения, не совпадает соответствующим видом юридической ответственности. То есть по своему содержанию, административное правонарушение шире, чем административная ответственность;

  8. Применение мер административного нарушения, регулируется нормами административного права.

Понятие административного принуждения формируется самостоятельно.

Специфика мер принуждения состоит в том, что они:

  1. Все они применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия, либо воздержаться от их совершения, тем самым, объектом принудительного воздействия, в конечном итоге оказывается не личность, а её поведение;

  2. Меры административного принуждения, могут устанавливаться только НПА;

  3. Административное принуждение, применяется только уполномоченными на то НПА государственными органами и должностными лицами;

  4. Административное принуждение характеризуется как вне судебном порядке его применения, так и существующей возможностью применения административной юрисдикции;

  5. Процессуальный порядок применения принуждения, отличается оперативностью, простотой и экономичностью;

  6. Специфическая юридическая природа оснований и применений административного принуждения, выражающаяся возможностей применения соответствующих мер без наличия административного правонарушения (при чрезвычайных ситуациях) коренным образом отличает его от иных видов государственного принуждения (уголовно – правовое принуждение, может иметь место, только в случае свершения преступления).

Виды административно – правового принуждения

Относительно видов административно – правового принуждения в доктрине административного права не существует единой токи зрения. Большинство учёных считает, что можно выделить такие виды, как:

  1. Меры административного предупреждения (административно – предупредительные меры). Эти меры не связаны с совершением правонарушения, их цель предотвратить применение мер наказания. Существует 4 группы административно – предупредительных мер:

  1. Меры административного пресечения. Это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно – опасных вредных последствий. При применении мер пресечения, не требуется установление вины, так как в процессе осуществления этих мер, отсутствует оценка нарушения с точки зрения предстоящего привлечения к ответственности. Применение мер пресечения, не влечёт состояние наказанной, поэтому данные меры могут применяться и для прекращения противоправных деяний, совершаемых невменяемыми или душевнобольными.

В зависимости от цели и способа воздействия, меры пресечения подразделяются на:

  1. Общие;

  2. Специальные.

К общим относится требования прекратить противоправные действия, помещение в медицинский вытрезвитель, отстранение от работы лиц в алкогольном или наркотическом состоянии.

Специальные средства применяются только в том случае, когда иными способами прекратить противоправные деяния не получается (Закон РБ «Об органах внутренних дел РБ»).

  1. Административно – восстановительные меры. Целью данных мер является полное восстановление за счёт виновного положения, существовавшего до совершения соответствующего правонарушения, которое осуществляется по решению уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Такими мерами могут быть: возмещение причинённого вреда, отбуксировка транспортных средств, отмена незаконных решений.

  2. Меры административной ответственности (взыскания). Изучается в следующем семестре.

  3. Меры обеспечения административного процесса.

«Ответственность по административному праву»

  1. Дисциплинарная и материальная ответственность;

В доктрине административного права не существует единого мнения о том, что из себя представляет, институт ответственности. Наиболее справедливым, представляется мнение о том, что юридическая ответственность – это установленная государством мера принуждения за совершённое правонарушение. Выделяют 4 основных принципа юридической ответственности:

Дисциплинарная ответственность – это один из видов юридической ответственности и одна из форм воздействия на работника, совершившего дисциплинарных поступок, путём применения ему нанимателем дисциплинарного взыскания, в пределах прав предусмотренным трудовым законодательством.

Необходимо различать два вида дисциплинарной ответственности:

Общая регулируются правилам внутреннего трудового распорядка, и распространяется на всех работников, в том числе и на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность.

Специальную дисциплинарную ответственность несут:

Специальная дисциплинарная ответственность характеризуется применением наиболее строгих, специфических дисциплинарных взысканий, более широким понятием дисциплинарного проступка, определением объема зависимости от правового статуса нарушителя.

Условием наступлением дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, под которым, в соответствии со статьёй 197 трудового кодекса, понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарный проступок состоит из следующих элементов:

  1. Объект – трудовые и непосредственно связанные с ними общественные отношения, обеспечивающие соблюдение дисциплины труда, должную организацию труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также надлежащее выполнение субъектом трудового правоотношения, возложенных на него обязанностей.

Объективную сторону образуют признаки, характеризующие акт волевого поведения человека протекающие в объективном мире:

  1. Субъект - работник, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретным нанимателем и допустивший нарушение трудовой дисциплины.

Субъективную сторону дисциплинарного проступка составляет психическое отношение нарушителя трудовой дисциплины к своему противоправному деянию. Следует отметить, что законодатель, применив характеристики дисциплинарного проступка такую категорию как вина, не раскрыл её содержания. Поэтому наниматель, при определении вины должен применять аналогию права. Более подробно изучить самостоятельно.

Перечень мер дисциплинарной ответственности, которые могут применяться нанимателем, содержится в статье 198 трудового кодекса:

Данный перечень является исчерпывающим и не может быть расширен нанимателем. Исключением может быть предусмотрено в отношении определённой категории работников, с особым характером труда (статья 204 трудового кодекса). В соответствии со статьёй 198 трудового кодекса, право выбора меры дисциплинарного взыскания, принадлежит нанимателю. Работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания, могут применяться:

В соответствии со статьёй 198 трудового кодекса, до применения мер дисциплинарной ответственности, наниматель обязан потребовать письменное объяснение работника.