logo
Гражданско-правовые договоры

2. Договор перевозки грузов

По договору перевозки грузов транспортная организация перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 779 ГК РФ).

Договор перевозки грузов является реальным, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Также договор является возмездным и взаимным. Договор перевозки грузов один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

Сторонами по договору перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права, перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки. Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные перевозки.

Предмет договора – услуги перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу. Данные услуги могут включать не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку.

Форма договора. Договор перевозки груза заключается в простой письменной форме. Формой договора может выступать транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом (например, квитанция, дорожная ведомость, чартер и др.)). Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция. В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.

Ценой договора является размер провозной платы. В обычном договоре перевозки груза размер провозной платы, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В целях обеспечения причитающихся перевозчику провозной платы и других платежей Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ, ст. 95 УВВТ, ст. 160 КТМ и др.).

Срок перевозки грузов по общему правилу не является существенным условием. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии – обычно принятыми сроками (сроками, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств – ст. 152 КТМ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. При этом не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшихся в портах или на пристанях после закрытия навигации.

Права и обязанности сторон.

Перевозчик обязан:

Перевозчик имеет право на получение платы за перевозку, а также возмещение иных расходов, понесенных в связи с перевозкой (при выгрузке груза, хранении и т.п.)

Грузоотправитель обязан:

Грузоотправитель имеет право:

а) переадресовать груз, т.е. изменить грузополучателя, указанного в транспортной накладной, при условии, что груз еще не выдан получателю либо ему иным образом не передано право на груз, например путем вручения транспортной накладной или коносамента (ст. 37 ТУЖД, ст. 78 КВВТ, 149 КТМ);

б) требовать от перевозчика выдачи ему груза в установленном порядке (с проверкой веса и состояния груза или без нее), в том числе потребовать груз обратно до начала перевозки (ст. 149 КТМ, п. 1 ст. 110 ВК).

За получателем груза признается право требовать выдачи ему груза в месте назначения.

В обязанности грузополучателя входит:

а) принятие и своевременный вывоз с территории порта, станции, аэропорта прибывшего в его адрес груза. Если грузополучатель в установленные сроки не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом. Грузополучатель может отказаться принять груз только в случае, если по вине перевозчика качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по назначению (ст. 42 ТУЖД, п. 5 ст. 79 КВВТ). Если порче подверглась только часть однородного груза, это не дает грузополучателю права отказаться от всей партии груза;

б) осуществление окончательных расчетов с перевозчиком, в частности он обязан оплатить перевозку, если это ранее не было сделано грузоотправителем (ст. 36 ТУЖД, ст. 160 КТМ).

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении, в основном, ничтожны.

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Срок исковой давности по перевозкам грузов составляет один год (п. 3 ст. 797 ГК РФ).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4