II. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.
Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы, позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы).
Предпринятые меры по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля способствовали повышению административно-правовой и экономической эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации (далее - таможенная служба).
Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса.
Объемы "серого" импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.
Налажен конструктивный диалог с предпринимательскими кругами по основным вопросам таможенного регулирования и таможенного контроля. Развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества.
Проведение единой хозяйственной политики в вопросах капитального строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов таможенных органов, а также укрепление и развитие материально-технической и социальной базы позволили частично решить вопросы развития таможенной инфраструктуры.
Избрание Российской Федерации в июне 2003 года вице-председателем Совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона, включающего 49 государств, свидетельствует о признании серьезных достижений таможенной службы Российской Федерации и о росте ее международного авторитета.
Новый статус приобрела Российская таможенная академия, на базе которой в 2002 году создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации.
Проведенные за последние годы реформы позволили сформировать необходимый потенциал для дальнейшего развития таможенной службы.
Разработка Целевой программы обусловлена изменившимися приоритетами в деятельности таможенной службы, а также необходимостью комплексного подхода к решению стоящих задач и имеющихся проблем. С введением Таможенного кодекса Российской Федерации, являющегося основой правовой системы таможенного регулирования в Российской Федерации, для таможенных органов на первый план выдвигается задача содействия развитию внешней торговли.
Таможенное регулирование становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности, макроэкономической ситуации в целом, не снимая при этом с таможенной службы задачи по обеспечению наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Дальнейшее поступательное развитие таможенной службы невозможно без решения следующих проблем:
- обустройства таможенной границы Российской Федерации;
- достижения качественно нового уровня информатизации таможенных органов;
- обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации (далее - таможенное законодательство);
- оптимизации принятия решения при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, снижения субъективного фактора;
- достижения оптимального соотношения между временем, затрачиваемым на проведение таможенного контроля, и эффективностью его проведения;
- гармонизации и унификации таможенного законодательства с международными стандартами в сфере таможенного регулирования;
- укрепления законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности;
- предотвращения коррупции в таможенных органах;
- укрепления кадрового потенциала и повышения социального статуса должностных лиц таможенных органов;
- создания надлежащих условий труда, отвечающих современным требованиям, для должностных лиц и работников таможенных органов.
Целевая программа определяет основные параметры развития таможенной службы на ближайшие пять лет, предлагает пути решения существующих проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений и призвана обеспечить построение эффективной таможенной системы, соответствующей требованиям XXI века.
- Федеральная таможенная служба
- Целевая программа развития таможенной службы российской федерации на 2004 - 2008 годы
- I. Введение
- II. Содержание проблем и обоснование необходимости
- III. Цель и задачи развития таможенной службы
- IV. Основные направления деятельности таможенных органов.
- V. Ожидаемый эффект от выполнения Целевой программы
- VI. Финансирование Целевой программы
- VII. Механизм выполнения Целевой программы