Муниципальная реформа в современной России
6 июля 1991 года был принят Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", который сделал шаг в сторону реализации на местном уровне принципа разделения властей, подкрепленного требованием выборности не только самих Советов, но и глав администраций. Данный Закон упразднил исполкомы, привел подробное описание компетенции Советов и местных администраций, подробно детализировал структуру и организационные основы деятельности местных органов власти, ввел понятие "муниципальная собственность", закрепил полномочия органов территориального общественного самоуправления.
Указом Президента РФ "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" от 26 октября 1993 года было провозглашено прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов, их компетенция передавалась соответствующим местным органам, также вводилась должность главы местного самоуправления.
Коренным событием в становлении новой модели местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ. Она признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законодательном уровне.
На реформу местного самоуправления особое влияние оказало принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральный закон 1995 г., установив общие принципы организации местного самоуправления в РФ, определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, а также правовые, территориальные, организационные, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления. В нем были разграничены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, определены предметы ведения местного самоуправления, регулировались основные формы осуществления населением местного самоуправления.
Согласно Закону 1995 г. структура органов местного самоуправления определялась населением муниципального образования самостоятельно. Закон также наделил органы и должностные лица местного самоуправления правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения. Законом 1995 г. предусматривались такие формы прямого волеизъявления граждан, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, территориальное общественное самоуправление и другие.
Закрепляя основы деятельности органов местного самоуправления, Закон 1995 г. определял исключительную роль представительного органа местного самоуправления, подчеркивал, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти и государственными должностными лицами местного самоуправления не допускается. Законом 1995 г., с одной стороны, гарантировались организационная, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления и судебная защита местного самоуправления, с другой стороны, предусматривалась ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами, а также контрольно-надзорные функции за их деятельностью.
Практика применения Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. Например, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, удаленность местных органов власти органов от населения, нечеткость в определении вопросов местного значения, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям органов местного самоуправления, сложность механизмов взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления и т.п.
11 июня 1997 года был принят Указ Президента РФ "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации", в котором основным направлением государственной политики в области местного самоуправления на 1997 - 1998 годы называлось завершение формирования правовой базы местного самоуправления.
Дальнейшее развитие муниципальной реформы предусматривает решение задач, направленных на создание финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.
В этой связи 25 сентября 1997 года был принят Федеральный закон N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Закон определил основные принципы организации местных финансов, установил источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, закрепил основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
Большое влияние на дальнейшее развитие института местного самоуправления также оказал Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", принятый в 1997 году, который закрепил основные права, обязанности и гарантии муниципальных служащих.
В течение второго периода нормативно-правовая база большинства субъектов РФ была приведена в соответствие с федеральным законодательством. Федеральные законы и законы субъектов РФ по вопросам местного самоуправления развили основные положения Конституции РФ 1993 года, зафиксировали новую систему местного самоуправления, сделали ее более действенной и эффективной.
7 июля 2000 года Государственной Думой по инициативе Президента РФ В.В. Путина был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". По данному Закону законодательные органы и должностные лица государственной власти получили право в особых случаях распускать представительные органы местного самоуправления и отрешать от должностей глав муниципальных образований. Данный Закон предпринимает попытку построения вертикали государственной власти сверху донизу.
2. Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении
Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении
1) общепризнанные принципы и нормы международного права;
2) международные договоры Российской Федерации;
3) Конституция Российской Федерации;
4) федеральные конституционные законы;
5) федеральные законы;
6) указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
7) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
8) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти;
9) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
10) законы субъектов Российской Федерации;
11) иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
12) уставы муниципальных образований;
13) решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;
14) иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 3, ст. 12) местное самоуправление является самостоятельным видом публичной власти, обеспечивающим решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, обладают собственным объемом полномочий.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, к которым непосредственно Основным Законом отнесены: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка и иные вопросы.
Основным законодательным актом, регулирующим рассматриваемую сферу общественных отношений, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
– упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации; – разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ и органами местного самоуправления; – установлены стабильные долговременные доходные источники бюджетов; – определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; – созданы дополнительные стимулы к увеличению налоговых и неналоговых доходов на региональном и муниципальном уровнях; – принят ряд мер, направленных на стимулирование субъектов РФ и муниципалитетов к повышению качества управления общественными финансами.
Потребность в финансовых ресурсах целиком и полностью определяется объемом выполняемых функций расходных обязательств
В Федеральном законе N 131-ФЗ четко прописаны полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов.
В собственности муниципальных образований может находиться лишь имущество для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов власти и работников, а также выполнения отдельных государственных функций
Заключение целевых контрактов, предусматривающих непосредственное участие местных администраций в реализации инвестиционных проектов.
Территориальной структуры местного самоуправления: создание двухуровневой модели, выделение пяти типов муниципальных образований (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения) и определение принципов установления их границ, низовым территориальным звеном которой являются городские и сельские поселения, а вышестоящим - муниципальные районы и городские округа. Каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, то есть вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Важным является также то, что различные муниципальные образования имеют различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.
Закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности депутатов представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Закон 2003 г. запрещает совмещение главой муниципального образования функций главы администрации и председателя представительного органа. Он передает представительному органу большие полномочия, в том числе право определять главу администрации, заключать с ним договор, контролировать его деятельность и в случае необходимости отстранять его от должности. Впервые введена контрактная система для главы местной администрации.
Закон 2003 г. значительно расширяет перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, включая в него многие формы, существующие и в настоящее время, например: голосование по отзыву депутата, сход граждан, публичные слушания, конференция граждан, опрос и т.п.
Детально прописаны вопросы финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Впервые закрепляется возможность проведения банкротства муниципального образования.
Федеральный закон 2003 г. также упорядочивает систему ассоциаций муниципальных образований, предполагается обязательность вступления муниципальных образований в региональные ассоциации, которые, в свою очередь, должны объединится в Единое общероссийское объединение муниципальных образований.
Унификация организационных форм местного самоуправления.
Законы о местном самоуправлении приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. В них, как правило, устанавливаются:
1) общие принципы и формы осуществления местного самоуправления;
2) предметы ведения муниципальных образований;
3) территориальная основа местного самоуправления;
4) экономическая база местного самоуправления;
5) финансовые средства местного самоуправления;
6) система органов местного самоуправления;
7) порядок и способы формирования органов местного самоуправления;
8) полномочия органов местного самоуправления;
9) формы взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти;
10) гарантии местного самоуправления;
11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие порядок проведения муниципальных выборов и местных референдумов. Осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации законами устанавливаются конкретные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законодательства.