44.Государство и религия.
В теории государства и права до сих пор не было принято специально изучать взаимодействие государства и религии. В советское время установился порядок, в соответствии с которым церковь (мечеть) была отчужденна от государства, и религия фактически пре-следуясь формально была оставлена на усмотрение совести каждого взрослого человека. Да и не только у нас, но и во многих других странах в одно время господствовала идеология, считающая религию опиумом для народа.
Однако как бы сильно люди в отдельные периоды не были настроены атеистически, проблема взаимодействия государства и религии остается и она в историческом плане уходит в глубь человеческого общества.
В античные времена религия еще не оформилась во влиятельную общественную силу, и государству приходилось иметь дело с языческими его проявлениями. Язычество как общественная сила не могла создавать сколь-либо серьезные проблемы для античного государства, и тогда говорить о государственной политике в отношении религии, по существу, не приходилось.
В средневековье сильное развитие получила церковная религия, которая представляла уже большую силу, влияющую и на общественное развитие. Если в античные времена сам государь зачастую рассматривался представителем бога на земле, то в средневековье церковь превращается в царство божья, а государству отводится низшая и служебная роль военного и полицейского учреждения. Да и то, эта второстепенная роль признавалась незаконной, если государи не получали своего меча из рук церкви и не обращали его на ее защиту.
В новое время первенство вновь отдается государству. Усилиями таких мыслителей, как Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Воден, Гегель и др. теоретически доказывается тезис о том, что государственная власть является универсальной, всеобъемлющей, а власть церкви распространяется только на верующих. С тех пор цивилизованный мир живет представлениями о верховенстве человеческих законов, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.
Правда и в наши дни остаются государства, где религиозные установления признаются и защищаются государством. Так, мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан и т.д.) почти полностью состоит из теологических нормативов божественных установлений, объективированных в шариате.
Таким образом, в современном мире в целом выделяются теократические и светские государства, и в зависимости от этого строится различная государственная политика в области религии.
Правовое государство - это светское государство. Поэтому важнейшим направлением в деятельности светского государства должна быть правильная постановка проблемы взаимоотношений публичной власти и религии.
Религия - распространенная и важнейшая сторона духовной жизни в рамках любого государствообразующего общества. В современном мире нет ни одного государства, где бы не было верующих и где бы не было надобности в оптимальном определении этой стороны духовной жизни.
Исходя из современных достижений науки теории государства и права, цивилизованное государство не должно ни мешать, ни способствовать становлению и развитию в обществе какой-либо идеологии. В значительной мере это зависит от того, как то или иное государство относится к сфере идеологии. Государство не должно допускать установление в обществе монополии какой-либо одной идеологии. Само же государство также должно быть деидеологизи-ровано. Оно и его служащие не могут придерживаться линии одной лишь идеологической концепции. Государство, основываясь на легитимных законах, представляет интересы всех слоев населения, независимо от их идеологических убеждений и представлений. В правовом государстве, на основе легитимных законов, обеспечивается подлинный плюрализм в духовной сфере. Причем плюрализм в духовной сфере допускается не только потому, что в правовом государстве иначе быть не может, а в значительной степени потому, что только плюрализм в духовной сфере позволяет оптимально развиваться науке, искусству, образованию, религии и т.д. Мировая общественная практика достаточно убедительно показала, что основа застоя в общественном развитии, загнивания во всех сферах жизни закладывается тогда, когда все общество начинает поклоняться одной идеологии, или когда какая-то одна идеология самим государством объявляется единственно правильной и верной на все времена. Как уже отмечалось, любое государствообразующее общество объективно плюралистично, в нем среди людей проявляется множество идеологических представлений и убеждений, поэтому правовое государство, основываясь на легитимные законы, должно не только «терпеть» различные идеологии, инакомыслие и духовную раскрепощенность, но принять меры к обеспечению цивилизованного взаимодействия различных представлений о жизни и развитии общества друг с другом. Право в правовом государстве должно формироваться с учетом объективной потребности взаимодействия людей, приверженных к различным формам общественного сознания, религии и т.д.
В чисто практическом плане взаимодействия государства и религиозных организаций следует заметить, что теократы, какую бы религию не представляли, своей идеологией, впрочем, также как и этнократы, в конечном счете, в обществе сеют раздор, так как объективно призывают к конфессиальной разобщенности. Их, конечно, можно понять {материальные и иные выводы для представителей религиозной концессии), но применять меры государственного воздействия при этом нельзя. Силовой разговор государства с теократами, также как и с этнократами, как свидетельствует история, ослабляет идеологию оправдания государства перед значительной частью населения.
Лучшее лекарство от теократов - терпеливое просвещение, разъяснение необходимости правоверия, оправдание правовой необходимости всей деятельностью государства. Ведь если глубоко задуматься, то нетрудно прийти к выводу о том, что из многоверной по сути теократии, также как и из многонациональной этнократии, естественное развитие должно привести только к правоверию, к справедливости в взаимоотношениях между различными конфессиями, различными национальностями. Другого пути просто не существует, если само государство не внесет сумятицу в естественно-историческое развитие общества. Государство, основанное в своей деятельности на праве, то есть подлинное правовое государство - оно и есть средство освобождения людей от теократических, этнократических отклонений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России. Становление теоретической юриспруденции
- 2. Современное состояние теории государства и права в Российской
- 3. Предмет теоретического познания государственно-правовой
- 4. Социальная ценность теории государства и права. Функции теории
- 5. Научные методы как ведущий элемент методологии теории государства и
- 7. Категории и понятия теории государства и права как ее основной
- 8. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарного
- 9. Место и роль теории государства и права в системе теоретической и
- 11.Социальные регуляторы первобытного общества. Признаки
- 12.Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
- 13.Теории происхождения права.
- 14.Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и
- 15.Причины, пути (формы) возникновения государства.
- 16.Плюрализм в понимании и определении государства.
- 17. Основополагающие признаки государства, отличающие его от
- 18.Сущность государства: понятие, методологические подходы к ее
- 19.Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический
- 21.Цивилизационный подход к типологии государств.
- 22.Понятие, значение и классификация функций государства.
- 23.Формы и методы осуществления функций государства.
- 24.Тенденции развития функций современного российского государства.
- 25.Понятие формы государства. Факторы, влияющие на форму государства.
- 26.Формы правления и основания их классификации.
- § 2. Формы правления. Понятие и виды 185
- § 2. Формы правления. Понятие и виды 187
- § 2. Формы правления. Понятие и виды 189
- §3 Формы правления рабовладельческого и феодального государств 191
- 27.Формы политико-территориального (государственного) устройства:
- 2 8. Политический (государственный) режим как содержательно-динамическая
- 29.Общая характеристика антидемократического режима и его
- 30.Прямая и представительная демократия в управлении государством.
- 31.Государственная власть: понятие и признаки.
- 32.Легализация и легитимация государственной власти.
- 33.Истоки, роль и назначение теории разделения властей.
- 34.Механизм (аппарат) государства: структурная характеристика и роль в
- 35.Принципы организации и деятельности механизма государства.
- 36.Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.
- 37.Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и
- 38.Правовой статус и фактическое положение человека. Система прав и
- 40.Государство в политической системе общества.
- 41.Конституция Российской Федерации в правовой основе политической
- 43.Соотношение государства и права.
- 44.Государство и религия.
- 45.Идейно-теоретические основания концепции правового государства.
- 46.Понятие и признаки правового государства.
- 47.Основные модели взаимодействия государства и экономики.
- 48.Российская государственность: понятие и особенности.
- 49.Взаимосвязь функций Российского государства и его механизма.
- 50.Форма современного Российского государства.
- 52.Сущность права: понятие, методологические подходы к выявлению и
- 53.Принципы права, их классификация и роль в правовом регулировании.
- 54.Функции права: понятие, классификация, формы реализации.
- 55.Социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм.
- 56.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие,
- 57.Правовое воздействие и правовое регулирование общественных
- 58.Предмет правового регулирования.
- 59.Методы и способы правового регулирования.
- 60.Типы правового регулирования.
- 61.Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
- 62.Правовые средства: понятие, признаки, виды.
- 63.Процесс правового регулирования, его основные стадии.
- 64.Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.
- 65.Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования.
- 66.Эффективность действия механизма правового регулирования.
- 67.Понятие и виды форм (источников) права.
- 68.Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и
- 69.Правовой обычай, правовой прецедент: понятие и роль в правовом
- 70.Характерные черты нормативно-правового договора как источника
- 71.Закон как основная форма бытия права: понятие, признаки, виды.
- 72.Нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской
- 73.Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по
- 74.Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 75.Понятие и характерные черты правовой нормы.
- 76.Структура нормы права. Норма права и статья закона.
- 77.Виды норм права.
- 78.Место и роль нормы права в механизме правового регулирования.
- 79.Понятие и структурные элементы системы права.
- 80.Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм
- 82.Правообразование и правотворчество. Понятие, принципы и функции
- Формы правотворчества
- 83.Законотворческие полномочия субъектов рф. Нормотворчество местного
- 84.Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.
- 85.Кодификация нормативных правовых актов. Виды кодификации.
- 86.Юридическая практика: понятие, структура, функции.
- 87.Юридическая техника: понятие, виды, роль в правовом регулировании.
- 88.Особые средства юридической техники: юридические конструкции,
- 89.Правовые отношения: понятие, признаки, основания возникновения.
- 1) По отраслевому признаку:
- 2) По функции:
- 3) По степени конкретизациии и субъектному составу:
- 4) По степени сложности:
- 5) По продолжительности:
- 90.Субъекты правовых отношений и их виды.
- 1) Индивидуальные (физические лица):
- 2) Коллективные (юридические лица):
- 91.Объекты правовых отношений: понятие и основные теории.
- 92.Субъективные права и юридические обязанности как юридическое
- 93. Юридические факты: понятие, классификация. Фактический
- 1) По характеру наступающих последствий:
- 94.Реализация юридических норм: понятие, формы и место в правовом
- 95.Применение правовых норм как особая форма реализации.
- 96.Стадии процесса применения норм права.
- 97.Акты применения норм права: понятие, виды.
- 1) По отраслевому признаку:
- 98.Пробелы в праве: понятие, виды. Институт аналогии в праве.
- 99.Понятие и необходимость толкования норм права.
- 100. Способы (приемы) и объем толкования правовых норм.
- 101. Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды.
- 1) По форме выражения:
- 2) По отраслям права:
- 102. Законность: понятие, содержание, принципы, гарантии.
- 1) Общие:
- 2) Специальные, или юридические:
- 104. Правопорядок: понятие, структура и функции.
- 105. Основные пути укрепления законности, правопорядка и дисциплины
- 106. Правосознание: понятие, структура, виды, функции.
- 1) По степени общности:
- 2) По уровню (глубине) отражения:
- 107. Правовая культура: понятие, структура, функции.
- 108. Правовой нигилизм: понятие, истоки и формы проявления.
- 1) Прямые преднамеренные нарушения действующих закoнов и иных нoрмативных правoвых актoв;
- 2) Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
- 3) Издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актoв;
- 4) Подмена закoнности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;
- 5) Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;
- 6) Нарушения прав человека
- 109. Правовое воспитание и правовое обучение как средства и способы
- 110. Понятие, виды и общая характеристика правомерного поведения.
- 111. Понятие и признаки правонарушений.
- 112. Юридический состав правонарушений.
- 113. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели. Позитивная
- 114. Виды юридической ответственности. Основания и порядок ее
- 116. Правовая система общества: понятие, структура.
- 117. Правовая политика: понятие, формы, принципы.
- 118. Романо-германская правовая семья.
- 119. Англосаксонская правовая семья.
- 120. Семья религиозного права.