61. Экспертиза качества медицинской помощи.
Экспертиза качества медицинской помощи в силу определенной специфики проблемы затрагивает интересы многих государственных, общественных, частных и прочих организаций и учреждений, а также отдельных граждан. Если попытаться представить систему защиты пациента от некачественной медицинской помощи, то она окажется весьма сложной и во многих разделах законодательно не обеспеченной, тут и субъекты медицинского страхования, и ЛПУ, и органы управления здравоохранением, и научно-исследовательские и образовательные медицинские учреждения и многие другие, которые имеют определенные функции в подготовке, обеспечении, оказании и оценке уровня доступности и качества медицинской помощи.
Вся эта сложная система состоит из достаточного числа элементов, которые представляют одну из трех сторон:
1. Производители медицинских услуг, по функциональным признакам их представляют ЛПУ, аптечные учреждения, органы управления здравоохранением, местная администрация, профессиональные медицинские ассоциации, научно-исследовательские учреждения медицинского профиля.
2. Потребители медицинских услуг, их представляют пациенты-граждане РФ, страхователи работающих и неработающих граждан, профсоюзы и другие общественные организации, в т. ч. Союз потребителей РФ.
3. Страховые медицинские организации — Фонды ОМС, территориальные комитеты по антимонопольной политике, а также территориальные отделения Госстандарта РФ.
Таким образом, в сложившейся ситуации в России выполнение функций защиты прав граждан на оказание качественной и безопасной медицинской помощи возлагается на представителей всех трех сторон:
· органы государственного управления;
· профсоюзные организации;
· общественные организации, в т. ч. Союз потребителей РФ;
· страховые медицинские организации;
· Госстандарт РФ;
· Государственный комитет по антимонопольной политике РФ.
Органы государственного управления осуществляют свои функции в соответствии со статьей 6 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” и статьей 42 Закона РФ “О защите прав потребителей”.
В соответствии с существующим законодательством России органы управления здравоохранением отвечают за готовность медицинских учреждений оказывать медицинскую помощь надлежащего качества. Они несут ответственность в области охраны здоровья населения территории, для чего имеют определенные ресурсы, которые должны обеспечить следующее:
· профессиональную подготовку медицинских кадров;
· необходимый уровень научных исследований по проблемам оказания медицинской помощи населению и охраны его здоровья;
· развитие и поддержание функционирования на должном уровне материально-технической базы учреждений здравоохранения;
· субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках территориальной базовой программы;
· оплату дорогостоящих видов медицинской помощи и обеспечение оказания их на должном уровне;
· финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях;
· организацию оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и пр.
Таким образом, органы управления здравоохранением территории обеспечивают внутриведомственный контроль КМП, параллельно координируя деятельность сети ЛПУ и лицензионно-аккредитационной комиссии по соответствию потребностям населения тех или иных видов и объемов медицинской помощи. Что касается непосредственно ЛПУ, то в них проводится также внутриведомственный контроль КМП с опорой на методы самоконтроля на каждом рабочем месте.
Фонды ОМС и страховые медицинские организации осуществляют вневедомственный контроль качества медицинской помощи в основном с целью объективизации соответствия затрат результатам оказанной медицинской помощи.
Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК) осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи и сертификационной деятельностью. ЛАК проводит объективизацию соответствия структуры (основные фонды, ресурсы) медицинским и организационным технологиям.
Что касается обществ защиты прав потребителей, антимонопольного комитета, то эти структуры осуществляют контроль с позиции объективизации КМП и осуществляют гарантии демонополизации медицинской помощи населению.
Профсоюзы могут реализовать свое участие в обеспечении КМП населению с помощью многосторонних соглашений с органами управления и работодателями, а также через свое представительство в Правлении Фонда ОМС, ЛАК, согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги и пр.
Территориальные органы Госстандарта РФ осуществляют свои функции по контролю за КМП через обеспечение требований по безопасности медицинских услуг, осуществление координационной деятельности с органами управления по безопасности медицинской помощи населению.
В связи с тем, что работа Лицензионно-аккредитационных комиссий сегодня достаточно регламентирована как на уровне России, так и на уровне отдельных территорий, а также создана достаточная нормативная база для работы экспертов ЛАК, то в последующем изложении материала по экспертизе КМП мы будем рассматривать в основном внутриведомственную и вневедомственную экспертизу.
15
- 5.Финансирование здравоохранения в Российской Федерации.
- 6.Организация системы здравоохранения в Российской Федерации.
- 7. Виды медицинской помощи.
- 8. Обеспечение доступности медицинской помощи населению рф
- 9. Управление здравоохранением в Российской Федерации.
- 10. Право на охрану здоровья и его содержание.
- 11 Охрана здоровья членов семьи. Правовая охрана материнства и детства.
- 12. Охрана здоровья военнослужащих
- 13 Охрана здоровья лиц, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.
- 14. Охрана здоровья задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
- 15. Понятие и система прав пациента
- 16. Право пациента на информацию о состоянии здоровья. Врачебная тайна
- 17.Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
- 18.Понятие и виды медицинского страхования
- 19. Субъекты и участники обязательного медицинского страхования
- 20. Финансово- правовые основы обязательного медицинского страхования
- 21.Права и обязанности застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию
- 22. Обеспечение по обязательному медицинскому страхованию: программы обязательного медицинского страхования
- 23. Процедура допуска к профессиональной деятельности в здравоохранении
- 24.Особенности профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников
- 25. Правовое регулирование труда и отдыха медицинских работников.
- 26. Оплата труда медицинских работников. Социальные гарантии медицинским работникам
- 27. Особенности правового статуса лечащих врачей.
- 28. Платные медицинские услуги
- 29. Врачебные ошибки и иные формы причинения вреда
- 30. Гражданско- правовая ответственность работников и организаций здравоохранения
- 31.Уголовная ответственность медицинских работников за совершение профессиональных преступлений
- 32.Административная и дисциплинарная ответственность медицинских работников и организаций здравоохранения
- 33. Правовое регулирование обращения лекарственных средств
- 34.Правовые основы разработки и испытания лекарственных средств
- 35. Правовые основы производства и изготовления лекарственных средств
- 36. Реализация лекарственных средств
- 39. Правовое регулирование применения вспомогательных репродуктивных технологий
- 40.Искуственное прерывание беременности- правовое регулирование
- 44.Система социальной поддержки вич-инфицированных и членов их семей
- 46.Понятие и виды психиатрической помощи
- 47. Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь. Правовой статус лиц, оказывающих психиатрическую помощь
- 48. Психиатрическое освидетельствование. Амбулаторная психиатрическая помощь.
- 49. Стационарная психиатрическая помощь.
- 51. Организация наркологической помощи в Российской Федерации.
- 55. Понятие генной инженерной деятельности. Правовые проблемы клонирования.
- 56.Понятие, виды и значение медицинской экспертизы
- 61. Экспертиза качества медицинской помощи.