logo search
Судебный контроль в уголовном процессе Соединенных Штатов Америки

1.1 Понятие уголовного процесса США

Действующими источниками современного уголовно-процессуального права США являются: Конституция 1787 года и "Билль о правах" 1791 года, законодательство, судебный прецедент, а также административные нормы и обычай. Однако, несмотря на общность источников права, как отмечалось выше, единой правовой системы в США нет: существует федеральная правовая система и 50 правовых систем штатов Симакин П.И. Верховный суд США. М.: Международные отношения, 2007.

В каждом штате имеется ряд законодательных актов, направленных на регламентацию конкретных вопросов уголовного судопроизводства.

Верховный суд США стоит во главе федеральной судебной системы США. Это высший орган федеральной судебной власти и последняя апелляционная инстанция. В качестве суда первой инстанции он рассматривает узкую категорию дел - дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых выступает штат. Состав, структура и порядок работы Верховного суда не были определены Конституцией США, ограничившейся лишь упоминанием "Главного судьи" (председателя Верховного суда) и закрепляющей за президентом право "по совету и с согласия" Сената назначать "судей Верховного суда" Давид Р. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2001..

Численность Верховного суда - девять судей (включая председателя) - была установлена Конгрессом США в 1869 г. Численный состав других федеральных судов устанавливается Конгрессом в зависимости от объема работы конкретного суда, характера компетенции, населенности подведомственной территории и т. п.

Члены федеральных судов назначаются президентом "по совету и с согласия Сената и остаются в должности, как говорится в ст. III раздел 1 Конституции США, пока они "ведут себя безупречно", т. е. практически пожизненно. Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента См. там же..

Для расследования скандальных дел, например, о правонарушениях, совершенных государственными деятелями, на разовой основе назначается специальный независимый следователь. Его кандидатура предлагается министерством юстиции США, обсуждается и утверждается Конгрессом США. Специальный следователь подбирает себе бригаду, работа которой, хотя и проходит под эгидой министерства юстиции, но им не контролируется.

Законодательный орган и исполнительная власть вправе создавать следственные комиссии по конкретным вопросам. Продолжительность действия такого рода комиссий зависит от характера расследуемой проблемы и результатов расследования.

В США широко практикуется также частное расследование. Для сбора фактов, которые могут иметь правовое значение, граждане могут нанимать детективов из частных сыскных компаний. Правом задержания и первичной фиксации доказательств наделены сотрудники охранных служб и подразделений безопасности частных компаний. Частное расследование для сбора доказательств в интересах клиента вправе проводить адвокат.

Процессуальные сроки содержания арестованных под стражей Согласно Федеральному Закону об ускорении судебного разбирательства (Federal Speedy Trial Act) 1974 г. обвинительный акт (indictment или information) должен быть утвержден не позднее 30 дней после ареста с возможным продлением еще на 30 дней после ареста, если речь идет о фелонии и если нет возможности собрать в указанный срок Большое жюри. Более того, рассмотрение судом дела по существу должно начаться не позднее 70 дней после утверждения обвинительного акта. Таким образом, предельный срок ареста до начала судебного разбирательства не превышает 100 дней (в виде исключения - 130 дней). Несоблюдение сроков влечет аннулирование уголовного преследования Симакин П.И. Верховный суд США. М.: Международные отношения, 2007..