logo search
Авторитарное и демократическое в общественном договоре Ж.-Ж. Руссо

Глава I. Концепция Общественного Договора

Изначально, говоря об авторитарных и демократических началах в Общественном договоре Руссо, необходимо сказать несколько слов о самих принципах Общественного договора, которые не всегда правильно понимаются в дискуссиях и исследованиях. Итак, основное, что подразумевает любой общественный договор, будь то Договор Локка, Гуго Гроция или Руссо, это наличие некоего "естественного состояния" (хотя Руссо и пишет, что это гипотеза) 339 Трактаты. С. 153.9, в котором всем было хорошо. Потом вдруг всем стало плохо - Руссо говорит об этом путано и достаточно непонятно - "люди достигли того предела, когда силы, препятствующие им оставаться в естественном состоянии, превосходят в своем противодействии силы, которые каждый индивидуум может пустить в ход, чтобы удержаться в этом состоянии". Для дальнейшего нормального развития люди должны создать "сумму сил", способную преодолеть это "противодействие" и возникающую лишь при совместных действиях многих людей. Далее перед человеком встает вопрос - "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и... где каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе, и остается столь же свободным, как и прежде"440 Там же. С. 160.0. Эту миссию и заключает в себе общественный договор - договор между индивидами. Это договор, при котором "каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в отдельности"441 Там же. С. 161.1.

Остановимся немного подробнее на вопросе вхождения в договор и на упомянутом "естественном состоянии". Т. Длугач в своем, уже упоминавшемся нами, исследовании, дает интересную точку зрения на вышесказанное - "дело в том, что в образе "естественного дикаря", некоего атомарного индивида, мыслители XVII-XVIII вв. представляли автономную личность - того самого суверенного субъекта, который является основой демократических общественных структур... и которого порождает буржуазное общество... "442 Длугач Т.Б. Указ.соч. С. 189-190.2. Таким образом, соглашаясь на договор и обретая государственность, человек - или, пусть уже общество - заведомо теряет этого человека как отдельного индивида, а значит - теряет и демократию. Иными словами, человек, заключая вообще какой-либо договор, уже становится не свободным, и не имеет значения, какая форма правления установлена в появившемся Обществе - все равно в сущности ни свободной, ни демократической ее назвать будет нельзя. В целом, хотя отдельными исследователями и признавалось, что Руссо писал "договор" чуть ли не с существующей в то время в Женеве формы правления (например, Алексеевым), если просмотреть хотя бы на процитированные нами эпизоды, видна явная утопичность и неясность таких суждений. Волгин обоснованно пишет, что "в "Общественном договоре почти совершенно отсутствуют черты исторического реализма"443 Волгин В.П. Указ. соч. С. 205.3. Действительно, никогда и нигде не существовало первоначально изолированного индивида, который решил бы образовать "общество" так, чтобы оно возникло бы в результате договора. Однако, тем не менее, возникла ситуация, когда такой же автономный субъект - пусть и не пребывающий в "естественном состоянии", решил связать себя "договором". Речь идет, опять же, о Французской Революции, где Договор сквозил почти везде (вспомнить хотя бы "Декларацию прав человека... ") 444 Длугач Т.Б. Указ. соч. С. 190.4. К чему привели попытки внедрения политических воззрений Руссо в массы, мы уже знаем - причем не только из Французской истории, но отчасти и из Русской, ибо "рабочий класс... " тоже совершил революцию "в союзе с беднейшим крестьянством" (один из вариантов договора)"под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным" (именно так это объясняли сами большевики) 445 См. например, Страны Мира. М., 1987. С. 3.5.

Вернемся, однако, к общественному договору. Главная фраза собственно о том, что представляет собой заключение общественного договора выглядит у Руссо следующим образом: "каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для всех нас вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого"445 Трактаты. С. 152.5. Заключая общественный договор, человек как бы становится несвободным. При этом несвободным он становится по собственному желанию. Вместо индивидуального мнения каждого появляется некая "общая воля", которая "не может ошибаться". Верцман в своей работе о Руссо иронически замечает, что "чтобы придумать "общую волю" - невидимую, в цифрах неисчислимую категорию, надо было иметь не только ум политика, но и воображение поэта"446 Верцман И.Е. Указ.соч, с. 486. Итак, с появлением "общей воли" уходит термин "люди" и появляется "народ" - народ не может ошибаться, но ошибаться могут люди, с такой же степенью как не может ошибаться общая воля (она всегда стремится к благу общества), но может ошибаться воля людей, и даже более того - "воля всех", ибо воля "всех" по отдельности направлена ни на что иное, как на достижение собственных целей447 Трактаты. С. 169-170.7. Из этого можно еще раз сделать вывод об утопичности "Общественного договора", ибо где заканчивается "воля всех" и начинается "общая воля" Руссо благоразумно умалчивает. В историографии отмечалось, к слову, что "понятие общей воли не было до конца четким и однозначным"448 Длугач Т.Б. Указ.соч. С. 198.8.

Несколько позже Руссо обращается к вопросу - а насколько собственно законен был сам договор? Какова легитимность общественного договора? Итак, договор "подписан", и теперь, когда его посредством создано и государство, и общество, возникает вопрос о том, чтобы "при помощи законодательства сообщить ему движение и наделить волей"449 Трактаты. С. 176.9.

Руссо уже post-factum обращается к этому вопросу. Получается, что раз законности как таковой нет, то человек, посредством договора собственноручно узаконил свою несвободу. Он узаконил свое рабство. Но сделал это потому, что иначе было нельзя, ибо оставаться в естественном состоянии почему-то не представлялось возможным. Руссо еще в "Рассуждениях о науках и искусствах" боготворит "естественное состояние". Здесь, в "Договоре", он также падает на колени перед ним, но говорит о нем как о чем-то ушедшем, о чем-то, что человек сознательно или неосознанно потерял, и к чему уже не вернется. Исходить теперь надо из "свершившегося" факта договора.

Итак, мы уже почти ответили на вопрос, кто же заключает "договор". Заключают его люди, индивидуумы между собой. Тем самым индивидуумы эти прекращают свое существование, и появляется некое Целое, которое теперь должно в равной мере выступать от лица всех индивидуумов550 Там же. С. 161.0. "Договор", как мы видим, и как признается Руссо, "содержит взаимные обязательства всего народа и частных лиц и... каждый индивидуум, вступая в договор с самим собою (выделено нами - авт.), оказывается принявшим двояко обязательство, именно: как член соверена в отношении частных лиц и как член Государства по отношению к соверену"551 Там же. С. 172.1. Совереном, судя по трактовке Руссо, и является весь народ, объединенный договором. Государство же - суть политический организм в его пассивном состоянии. Активное же состояние этого политического организма являет собой соверен. Советские комментаторы (концепции Руссо) В.С. Алексеев-Попов и Л.В. Борщевский прямо отождествляют "народ" и "соверен" откровенно говоря о том, что "собравшись, народ образует целое (соверен), с которым он и заключает соглашение"552 Алексеев-Попов В.С., Борщевский Л.Б. Примечания к «Общественному договору" // Трактаты. С. 645.2.

У читателя наверняка возникает законный вопрос, а для чего же, собственно, человек - то ли сам с собой, то ли с такими же индивидуумами - заключает договор, чтобы потом оказаться подчиненным ему? Ответ прост - и его мы находим, в еще одном пассаже Руссо: "общественный договор имеет своей целью сохранение договаривающихся"553 Трактаты. С. 175.3. Итак, согласившись на договор, человек предпочитает безопасность своей собственной свободе, сменив ее на зависимость от отдельных частей "целого", от договора. Каковы же формы этой зависимости, так ли они отличаются друг от друга - или, возможно, все они лишь отражение одного общего установления, каков договор по своей сути - мы и рассмотрим в следующей главе.

Как мы уже поняли, заключив договор, человек как раз-таки и лишается свободы. Он заключает его для своей безопасности тогда, когда жить в "естественном состоянии" более не представляется возможным. Заключая "общественный договор" каждый человек отказывается от себя как индивидуума, своей "частной воли", подчиняя ее "общей воле", которая обращена - и должна быть обращена - на достижение общего блага.

В заключение стоит отметить, что весь Общественный Договор и концепция Общественного договора - прежде всего, концепция происхождения государства. Это не единственная и далеко не главенствующая концепция. Подобных теорий находится достаточно много: Патриархальная (Р. Филмер), Теократическая, Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович), Социально-экономическая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), Органическая (Дж. Фортескью, А. Шеффле, Р. Вормс), и даже психологическая (Ж. Бюрдо). Вместе с тем стоит отметить, что теория Общественного договора Руссо - это не первый (скорее последний) и не единственный акт подобного жанра. До этого мы имеем дело с "договорами" Гуго Гроция и Джона Локка, которых в известной мере можно назвать предшественниками Женевского писателя.