Англосаксонская модель
Сложилась в Великобритании и распространена в странах входивших в Британскую империю. Великобритания состоит из административно-территориальных единиц, в которых формируются выборные органы местного самоуправления - Советы. На локальном уровне не существует органов прямого государственного управления, поэтому советы в каком-то смысле сами являются такими органами, так как полномочия делегируются им парламентом. Советы имеют право обращаться к парламенту с просьбой предоставить то или иное полномочие. Советы избираются на 4 года либо обновляются наполовину каждые 2 года или каждый год на одну треть. Председательствует на совете мэр или лорд-мэр (если численность населения не превышает 75 тыс. человек), избираемые советом из его членов. Мэр не обладает полномочиями, связанными с исполнительской властью. Он осуществляет лишь представительские функции. Вся управленческая деятельность осуществляется через советников, комиссии и административный аппарат.
Члены местных советов - советники - работают безвозмездно или по совместительству и, как правило, составляют две трети в составе всех членов совета. Они создают отраслевые или функциональные комитеты и комиссии для решения основных вопросов. Одна треть совета - нанимаемые советом эксперты и местные служащие. Только финансовый комитет полностью состоит из советников, а комитет по делам полиции включает в свой состав мировых судей. Работой служащих руководит главный администратор. Главный администратор назначается на должность советом и объединяет работу всех отделов. Формально он не является главой исполнительной власти, так как все полномочия по местному управлению принадлежат совету, который может делегировать служащим, в том числе и администратору, лишь второстепенные функции. В стране могут сложиться такие варианты формирования исполнительной власти:
а) Система “мэр и кабинет”: -местное население выбирает мэра, мер в свою очередь руководит исполнительной властью и назначает от двух до девяти помощников (свой “ кабинет”).
в) Система “лидер и кабинет”: -главу исполнительной власти выбирает совет из своего состава, “кабинет” формирует либо лидер, либо совет.
с) Система “мэр и управляющий от совета”: -всенародно избранный мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого назначает совет из числа профессиональных чиновников .
В Великобритании нет двух советов с идентичным списком полномочий, так как он формируется через обращения к парламенту с соответствующим запросом. Тем не менее в ведении органов местного самоуправления находятся, как правило, следующие вопросы: местное здравоохранение, местное образование, благоустройство муниципального образования, местное коммунальное хозяйство, поддержание общественного порядка, бытовое обслуживание, местный транспорт, противопожарная безопасность и т.п. Местные органы также контролируют деятельность промышленных предприятий по вопросам выброса в атмосферу пыли и других загрязняющих воздух веществ, следят за уровнем шума на их территории, санитарными условиями на промышленных стройках и т.п. Сейчас большинство местных советов решают вопросы трудоустройства молодежи, которая оканчивает среднюю школу и колледжи. Муниципальные образования имеют собственный бюджет, около половины которого составляют местные доходы. Остальное восполняется за счет ассигнований из центра. Правительство определяет уровень расходов совета на грядущий бюджетный год. Разница между предполагаемыми расходами и доходами от местных финансовых источников покрывается за счет дотаций со стороны правительства (гранта поддержки доходов). В Великобритании нет специального органа, который контролирует законность принимаемых местными властями решений, но можно обратиться в суд в случае принятия противоправных решений. Кроме того, существуют специализированные отраслевые органы контроля, подчиняющиеся правительству (например, школьные инспекторы, инспекторы пожарной, лесной охраны и т.п.). В целом, советы как представительные органы обладают достаточной политической самостоятельностью, с чем не может не считаться центральное правительство.
Характерные особенности модели:
а) муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом;
в) на местах отсутствуют полномочные представители правительства, опекающие местные выборные органы;
с) правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществляют свои задачи, используя финансовые рычаги: субвенции, дотации, а также путем осуществления контроля. Если органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий, то контроль ограничивается согласованием вопросов с соответствующими министерствами;
д) отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом действовать в пределах своих полномочий. В противном случае акты местной власти считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом не имеющими силы и повлечь за собой судебную ответственность.
- Местное самоуправление в зарубежных странах
- Зарубежные модели местного самоуправления
- Вопрос 66. Зарубежные модели организации местного самоуправления.
- Местное самоуправление в зарубежных странах
- 14 Модели местного самоуправления в зарубежных странах.
- 54. Общая характеристика зарубежных моделей местного самоуправления.
- 2.4. Зарубежные модели местного самоуправления
- 3.42 Зарубежные модели организации местного самоуправления
- Зарубежные модели местного самоуправления