logo search
лекции Г П (Трамбачева)

2 Наименование юридического лица

Одним из правовых средств индивидуализации юридического лица выступает наименование юридического лица. В статье 50 ГК содержатся определенные требования к наименованиям юридических лиц:

  1. наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму;

  2. наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – и иных коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица;

  3. юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п.4 ст. 50 ГК);

  4. включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, включение такого названия либо элементов государственной символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица, допускается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь [2].

Следует отметить, что в настоящее время законодательных актов, регулирующих порядок регистрации фирменных наименований юридических лиц, не существует. Поэтому фактически одновременно с государственной регистрацией юридического лица происходит и регистрация фирменного наименования. До подачи документов для регистрации в регистрирующий орган один из учредителей создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должен согласовать с этим органом наименование организации [1; 3].

Лицо, которое неправомерно использует чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию правообладателя на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки (ст. 50 ГК). Более того, ст. 8 Парижской конвенции 1983 года «Об охране промышленной собственности» предусмотрено, что фирменное наименование охраняется во всех государствах - участниках названной Конвенции (Республика Беларусь является участницей этой Конвенции) без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.