Глава 12. Предъявление искового заявления
12.1 Основополагающим вопросом при регламентации процедуры подачи иска является сохранение электронной подачи документов в суд. Как показывает опыт работы арбитражных судов, для лиц, участвующих в деле, такой способ подачи иска и других процессуальных документов удобен. По данным арбитражных судов, от 20% и более документов подаются в арбитражный суд в электронном виде. При условии жизнедеятельности программного комплекса "Мой арбитр" было бы желательно сохранить электронную подачу документов в арбитражных судах, что в целом соответствует современным тенденциям как отечественного, так и зарубежного законодательства.
12.2. В связи с использованием различных подходов в процессуальном законодательстве существует две модели обмена состязательными и иными документами: 1) в судах общей юрисдикции истец представляет в суд исковое заявление с приложением количества копий по числу лиц, участвующих в деле. В дальнейшем суд рассылает указанные документы участникам процесса; 2) в арбитражном процессе истец самостоятельно направляет копию иска и приложенные к ней документы лицам, участвующим в деле. При разработке нового Кодекса предпочтительнее ввести общий порядок. Наиболее подходящей для состязательной модели судопроизводства является та модель, которая предполагает активизацию самостоятельности сторон как по обмену, так и по раскрытию доказательств. Введение данного правила будет означать, что при подаче искового заявления истец обязан приложить к нему уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
12.3. С учетом уже сложившейся в арбитражных судах практики представления документов, прилагаемых к исковому заявлению, если ответчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, возможно, следует сохранить в арбитражных судах практику представления выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за 30 дней до дня обращения истца в арбитражный суд. Представление указанных документов необходимо для решения вопроса о подведомственности и подсудности дела. Распространять такое же правило в отношении истцов-граждан скорее всего преждевременно, ибо это может усложнить для них подачу иска. При необходимости суд может предложить стороне представить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП во время подготовки дела.
12.4. В судах общей юрисдикции принято фиксировать каждый процессуальный шаг вынесением определения, поэтому в деле есть определение о принятии заявления к производству, определение о подготовке дела к судебному разбирательству, определение о назначении предварительного судебного заседания и пр. В арбитражной системе суд чаще всего выносит одно определение - о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания. В целях процессуальной экономии предлагается оставить за судьей право на усмотрение, предоставив право выбора при вынесении определения (определений). В определении должна содержаться информация об адресе официального сайта суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о номерах телефонов, факсимильной связи, адресах электронной почты арбитражного суда, по которым лица, участвующие в деле, могут получить информацию о рассматриваемом деле. Даже если для отдельных судов пока это невозможно, законодательство должно быть рассчитано на будущее.
12.5. При принятии АПК в 2002 году из его текста был исключен процессуальный институт отказа в принятии иска. Данный подход был обусловлен стремлением обеспечить максимальную доступность. Однако отсутствие отказа в принятии иска означает, что заведомо неподведомственные заявления суд вынужден принять к своему рассмотрению (что дает необоснованные надежды сторонам спора), а затем прекратить производство по делу. Для устранения такой ситуации предлагается сохранить в новом проекте ГПК институт отказа в принятии искового заявления, но в качестве основания отказа указать, что "заявление с очевидностью не подлежит рассмотрению и разрешению судом данного вида, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином порядке или судом другого вида". Также необходимо убрать из перечня оснований отказа в принятии иска случаи, когда в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Данные обстоятельства лучше устанавливать в судебном разбирательстве точно так же, как в судебном заседании исследовать вопрос о подведомственности спора, не с очевидностью вытекающей из заявления. Аналогичным образом предлагается решить вопрос об устранении из перечня оснований для отказа в принятии искового заявления случаев, когда заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Полномочия должны быть установлены в судебном разбирательстве. Если суд установит отсутствие полномочий у государственного органа, органа местного самоуправления, организации или гражданина на защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, то прекратит производство по делу на стадии предварительного судебного совещания или в результате рассмотрения дела по существу.
12.6. Долгое время в судах общей юрисдикции существует правило о возможности обжалования определения суда об оставлении искового заявления без движения, что было также отражено в Определении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 года N 194-О. В рбитражной системе такие определения не обжалуются, ибо нет прямого указания в законе на их обжалование и их принятие не препятствует дальнейшему движению дела. В целях единообразия практики данная дилемма должна быть решена. С точки зрения классического процессуального подхода определение об оставлении заявления без движения не должно обжаловаться, так как нет ни одного из двух обстоятельств: нет прямого указания в законе на возможность обжалования такого определения и его принятие не препятствует дальнейшему движению дела, ибо истец вправе вновь подать исковое заявление.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Состав суда. Отводы
- Глава 3. Компетенция суда
- § 1. Подведомственность.
- Глава 4. Лица, участвующие в деле, и иные участники гражданского судопроизводства
- Глава 5. Представительство в суде
- Глава 6. Доказательства и доказывание
- Глава 7. Судебные расходы
- Глава 8. Судебные штрафы
- Глава 9. Процессуальные сроки
- Глава 10. Судебные извещения и вызовы
- Раздел II. Производство в суде первой инстанции
- Глава 11. Судебный приказ
- Глава 12. Предъявление искового заявления
- Глава 13. Обеспечительные меры
- Глава 14. Подготовка дела к судебному разбирательству
- Глава 15. Примирительные процедуры. Мировое соглашение
- Глава 16. Судебное разбирательство
- Глава 17. Решение суда
- Глава 18. Приостановление производства по делу
- Глава 19. Прекращение производства по делу
- Глава 20. Оставление заявления без рассмотрения
- Глава 21. Определение суда
- Глава 22. Протоколы
- Глава 23. Заочное производство и заочное решение
- Глава 24. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства
- Глава 25. Общие положения
- Глава 26. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
- Глава 28. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов мсу, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
- Глава 29. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации
- Глава 30. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение
- Глава 31. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Глава 32. Производство по делам об административных правонарушениях
- Глава 35. Установление фактов, имеющих юридическое значение
- Глава 36. Усыновление (удочерение) ребенка
- Глава 37. Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора российской федерации
- Глава 38. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим
- Глава 40. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
- Глава 41. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
- Глава 42. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)
- Глава 44. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния
- Глава 45. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
- Глава 46. Восстановление утраченного судебного производства
- Глава 47. Рассмотрение дел по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав судом по интеллектуальным правам
- Глава 48. Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
- Глава 49. Рассмотрение дел по корпоративным спорам
- Глава 50. Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц
- Раздел III. Производство в суде второй инстанции
- Глава 51. Производство в суде апелляционной инстанции
- Раздел IV. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений
- Глава 52. Производство в суде кассационной инстанции
- Глава 53. Производство в суде надзорной инстанции
- Глава 54. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
- Раздел V. Производство по делам с участием иностранных лиц
- Глава 55. Общие положения
- Глава 56. Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в российской федерации
- Глава 57. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)
- Глава 58. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов
- Глава 59. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
- Раздел VII. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов