12. Правовые основы деятельности Парламента
Парламент – Национальное собрание – является представительным и законодательным органом республики. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
В Палату представителей входит 110 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства, в его состав входит 64 члена. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов верхней палаты назначаются Президентом.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются Президентом не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. По решению Президента палаты (палата) Парламента могут быть распущены досрочно в следующих случаях: при отказе в доверии Правительству; при выражении вотума недоверия Правительству; в случае наличия в действиях палат Парламента грубых либо систематических нарушений Конституции, что подтверждено заключением Конституционного суда; при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.
Решения о роспуске палат Парламента Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Существуют ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Внеочередные сессии палат созываются указами Президента в случае особой необходимости по инициативе Президента, а также по требованию большинства – не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.
Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают Председателей и их заместителей, а также постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.
Основные полномочия палат Парламента закреплены в ст. 97, 98 Конституции Республики Беларусь. Палата представителей: 1) рассматривает проекты законов; 2) назначает выборы Президента; 3) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 4) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству; 5) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; 6) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности; 7) принимает отставку Президента; 8) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством – не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности; 9) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.
Совет Республики: 1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; 2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 3) избирает шесть судей Конституционного Суда; 4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; 6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; 7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством – не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; 8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Важнейшая задача белорусского Парламента – это осуществление законодательной деятельности. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Как правило, законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. В дальнейшем закон представляется Президенту на подпись, который обладает правом вернуть его на доработку. Законы вступают в силу через десять дней после официального опубликования, если иное не указано в самом законе.
- А. Л. Дашкевич е. А. Кузнецова основы права
- 1. Сущность и функции государства
- 2. Форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим
- 3. Сущность права
- 4. Правонарушение и юридическая ответственность
- 5. Понятие, виды и порядок вступления в силу нормативных актов
- 6. Характеристика Конституции Республики Беларусь
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- 7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8. Гражданство Республики Беларусь
- 9. Политическая система общества
- 10. Избирательное право и избирательная система. Референдум
- 2) (В субъективном смысле) – право гражданина избирать и избираться.
- 11. Конституционно-правовой статус Президента
- 12. Правовые основы деятельности Парламента
- 13. Правовые основы деятельности Правительства
- 14. Судебная власть
- 15. Органы государственного надзора и контроля
- 16. Предмет и система административного права
- 17. Государственная служба
- 18. Административные правонарушения и меры взыскания за их совершение
- 19. Производство по делам об административных правонарушениях
- 20. Предмет и система гражданского права
- 21. Юридические лица: понятие и виды
- 22. Физические лица как субъекты гражданского права
- 23. Понятие и формы сделок
- 24. Понятие и формы собственности
- 25. Предмет и система семейного права
- 26. Заключение и прекращение брака
- 27. Опека и попечительство
- 28. Лишение и ограничение родительских прав
- 29. Предмет и система трудового права
- 30. Трудовой договор
- 31. Рабочее время и время отдыха
- 32. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 33. Предмет и система финансового права
- 34. Финансовая деятельность и финансовая система
- 35. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
- 36. Предмет и система уголовного права
- 37. Понятие, признаки и классификация преступлений
- 38. Состав преступления и его элементы
- 39. Виды наказаний в уголовном праве
- Литература Нормативные правовые акты
- Учебники и учебные пособия
- СОдержание
- Дашкевич Александр Леонидович кузнецова Елена Анатольевна основы права
- 220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.