logo
М-535

2. Форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим

Чтобы охарактеризовать то или иное государство, необходимо выделить и проанализировать основные три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политико-правовой режим.

Форма правления – это способ организации высших органов государственной власти.

Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия – самая древняя форма правления, при которой главой государства является монарх. Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая и политическая безответственность монарха.

В современном мире сохраняются два исторических типа монархии – абсолютная и ограниченная.

Когда власть монарха ничем не ограничена, такая форма правления называется абсолютной монархией. Он издает законы, осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, назначает чиновников. Очень часто в таких монархиях глава государства осуществляет не только политическую власть, но и религиозную.

Для ограниченной монархии свойственно ограничение власти монарха выборным органом (парламентом) либо особым правовым актом (например, конституцией). Власть монарха ограничивается как в области законодательной, так и исполнительной власти.

Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются либо формируются выборным путем.

Характерные признаки республиканской формы правления:

– ограничение власти государственных служащих конкретным сроком их полномочий;

– выборность главы государства и других верховных органов;

– ответственность главы государства в рамках, определенных законом;

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Современные республики подразделяются на два вида: президентские и парламентские. В президентской республике главу государства (президента) избирают на всеобщих выборах. Он формирует правительство. Президент в своем лице объединяет посты главы государства и главы исполнительной власти. В таких республиках действует принцип разделения властей.

В парламентских республиках правительство образуется из числа лидеров партии, получившей большинство мест в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламента. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность за свои действия. Характерной особенностью является наличие должности премьер-министра, который осуществляет руководство исполнительной властью. Президент в парламентской республике не оказывает существенного влияния на государственную жизнь.

Иногда встречается смешанная форма правления – полупрезидентская республика. Она характеризуется сочетанием черт как президентской, так и парламентской республики.

Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи государственных территориальных образований, закрепленных в конституции.

Выделяют несколько видов государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование. В унитарных государствах существует единая структура государственного аппарата на всей территории страны: один президент, одно правительство, один парламент, которые распространяют свою юрисдикцию на всю страну, все административно-территориальные единицы имеют равный одинаковый юридический статус, но в политическом плане эти единицы не обладают самостоятельностью и подчиняются центральному руководству; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; функционирует единая денежная, налоговая и кредитная система.

Федерация – это союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом. Она является более сложной формой государственного устройства. В федеративном государстве его территория состоит из территорий входящих в него субъектов. В таком государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов и т. д.). Каждый субъект имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власть. Причем эти органы власти обладают своей сферой полномочий, в которую никакой другой орган федерации не имеет права вмешиваться, субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Отношения между субъектами и федерацией определяются конституцией либо договорами.

Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств на договорной основе для достижения определенных целей (экономических, военных, политических). При конфедерации создаются органы управления общие для всех государств. Сами государства сохраняют свою самостоятельность и независимость. Порядок вступления и выхода из конфедерации определяется государствами, входящими в ее состав.

Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовые режимы весьма разнообразны, поскольку на них влияют многие обстоятельства, в частности, сущность и форма государственного устройства и правления, характер законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и др.

Все многообразие политико-правовых режимов принято сводить к двум основным разновидностям – демократическим и недемократическим. Политико-правовая сторона демократического политико-правового режима характеризуется следующими признаками:

  1. плюрализм в общественно-политической жизни;

  2. реализация принципа разделения властей;

  3. защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;

  4. создание эффективных механизмов прямого участия населения в осуществлении государственной власти через избирательную систему;

  5. предоставление свободы личности в выборе сферы общественной деятельности, в том числе экономической;

  6. законодательная база, отражающая объективные потребности личности и общества.

Содержательная сторона недемократических режимов прямо противоположна вышеперечисленным признакам демократического режима. Ее основные характеристики:

  1. господство одной политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

  2. ограничение политических прав и свобод граждан;

  3. низкий экономический уровень жизни народа;

  4. злоупотребление карательными мерами воздействия на инакомыслящих и использование принуждения в осуществлении методов управления;

  5. милитаризация общественной жизни.