logo search
вопросы для дневников по политологии

17.Демократия как форма государственно-политического устройства. Свобода и ответственность в демократическом обществе.

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

  1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов[4][прим. 1]

  2. Народ является единственно легитимным источником власти[5][6]

  3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов[7][8]

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность,равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия[9].

Одной из распространённых целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими ивсеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себяверховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, предполагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии, частично оказывается в сфере влияния других стран.

Демократия как форма государственно-политического устройства базируется на свободе выбора, системе сдержек и противовесов, праве (все, начиная с президента, живут по одним законам). Правилом является делегированная демократия, т. е. управление передаётся народам его посредниками. Непосредственная демократия встречается редко. К “демократическим” атрибутам сегодня нередко относят не только традиционные демократические ценности, но и либеральные свободы, социальное равенство, гарантии, общечеловеческие ценности. А именно: • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти (по горизонтали) и на центральную, региональную, (по вертикали). • выборность представителей законодательной ветви власти; всеобщее избирательное право

• политический и культурный плюрализм

• равенство всех граждан перед законом

уважение закона всеми гражданами • гражданские свободы • приоритет прав человека • уважение прав меньшинств • развитое гражданское общество В политологии противопоставляются западная и восточная цивилизации. С Востоком связывают, прежде всего, подавление личности. Однако демократические и духовные ценности Востока нисколько не ущербнее. Конфуцианство признавало достоинство человека и власть народа раньше, чем появились принципы западной демократии. Согласно этому учению, если государство не оправдывает своего назначения, то народ имеет право оказать ему сопротивление и сменить правителя.

Демократия вовсе не гарантирует равенства возможностей и не является универсальным средством решения всех проблем. Даже в ООН есть постоянные и непостоянные члены Совета Безопасности; в МВФ, ВБ, любом акционерном обществе влияние определяется долей в капитале. Демократия – это определённая процедура, которую можно наполнить разнообразным содержанием. Демократические процедуры во многом виртуальны. Свобода выбора ничего реального конкретному человеку не приносит. Люди порой бессильны влиять на власть даже на выборах (решают всё административный ресурс и деньги) и поражаются правовым нигилизмом (явка избирателей у критической черты).

“Виноваты” в этом древние греки, точнее средневековые исследователи античности. Придуманный греками термин традиционно переводят как народовластие. Возможно, в отдельные периоды в некоторых городах-государствах древней Греции основные государственные вопросы действительно решались демосом. Хотя и не исключено, что это тоже 1 из мифов, которыми была так богата Эллада. История других стран, да и самой постантичной Греции, не знает примеров осуществления прямого народовластия на государственном уровне в течение длительного времени (впрочем, с некоторыми оговорками, одно исключение всё же существует – Североамериканские штаты, начиная с Войны за независимость вплоть до конца XIX века).

Поэтому термин “демократия” сегодня используется для обозначения не народовластия, а некоего иного явления, не располагающегося на традиционной школе “-кратий” (т. е. способов осуществления властных функций), как, впрочем, и ни на какой другой линейной или плоской шкале властных институтов.

Можно утверждать, что под термином “демократия” на самом деле понимается вовсе не народовластие, а совокупность качеств общественно-политических структур и систем управления, сложившихся в наиболее успешных странах.

В политической литературе понятию “демократию”, как правило, придаётся положительный смысл, что не совсем верно. О, безусловно, положительном значении демократии можно говорить только в сравнении с деспотией, плутократией, анархией и охлократией. Сравнение демократии с аристократией и олигархией даёт не столь однозначный результат. К тому же придание термину однозначно положительного смысла может привести и приводит к опасному заблуждению, что чем больше демократии, тем лучше. ”

К минусам демократии относятся: дороговизна, неповоротливость, склонность к бюрократии, издержки ротации власти неизбежное сращивание партийной политики с крупными капиталом, наибольший выигрыш буржуазного класса, соскальзывание к делегативности и политической пассивности большинства населения.

Но есть довод, перевешивающий эти пороки демократии и подкрепляющийся знаменитым афоризмом Черчилля: остальные режимы “ещё хуже”. Несмотря на множественность альтернатив (традиционные патримонии, разные типы монархии, деспотии, тоталитарные режимы, военные диктатуры) все типы недемократических устройств имеют то общее, что мы называем авторитаризмом (в широком смысле). Процедуры демократии: • референдум — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами; • законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть; • встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума. • к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

В 1830 году А. Токвиль предсказал демократии большое будущее, и его прогноз подтвердился настолько, что к концу XX века Ф. Фукуяма провозгласил окончательную всемирно-историческую победу демократии. Со временем появился совсем иной диагноз: сегодняшний системный кризис – финал современной микросистемы, которая отнюдь не была демократической или эгалитарной (И. Воллерстайн). Действительно, XX век стал эпохой небывалого расширения демократии и в то же самое время эпохой её кризиса. И дело не только в том, что наступление чередуется с отступлениями, а победы – с поражениями. Главное в другом: сосчитанные С. Хантингтоном волны демократизации обозначают скачки в мировом распространении демократии, однако ни победы над “империями зла”, ни тем более превращение демократии в глобальный дресс код не спасли её от спирали кризисов, причём не только на периферии, но и в самих центрах евроатлантической цивилизации.