logo
вопросы для дневников по политологии

21.Политическое сознание..

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Политическое сознание - это система знаний, идей, ценностей индивида, группы, общества. Политическое сознание можно также определить как отражение в сознании людей политических реальностей. Политическое сознание зависит от условий жизни личности, социальной группы, нации. Если речь идет об отдельной личности, то ее политическое сознание  определяется, с одной стороны, социальным статусом личности, степенью образованности, воспитанием, социальной средой. С другой стороны, политическое сознание личности формируют политические институты, политические и общественные организации, средства массовой информации.  Можно говорить об индивидуальном, групповом, национальном уровнях политического сознания. Политическое сознание возникает на основе осознания человеком своей групповой принадлежности, отношения к органам власти, отнесения себя к определенным политическим позициям.

Политическое сознание обусловлено объективными интересами группы, партии, нации в целом. Усложнение политического сознания зависит не столько от наличия специальных знаний, сколько от участия человека в политической жизни общества, умения обращать отношения с властью в форму своей деятельности, в реализацию своих гражданских прав и свобод. Политическое сознание не исчерпывается только групповыми или национальными интересами, оно включает в себя и межгрупповые, общечеловеческие идеи и представления. Степень влияния общечеловеческих, групповых и индивидуальных воззрений в политическом сознании индивида отражают открытый характер сознания, т.е. способность к восприятию чужого социального опыта, ценностей и традиций.

Формирование политического сознания осуществляется путем либо критического осмысления социальной действительности, либо за счет осознания и присоединения к политическим идеям и целям группового, партийного движения. Причем объективная принадлежность человека к тем или иным группам не означает, что у индивида формируется соответствующее интересам данной группы политическое сознание. Политическое сознание обладает большой степенью независимости по отношению к объективным социально-экономическим факторам. Даже участвуя в политической жизни общества, человек может руководствоваться предполитическими воззрениями, что означает не творческую, а механическую политическую позицию человека, воспроизведение им предзаданных оценок и форм политического поведения. Постепенное сползание к сугубо эмоциональному видению политики, прав и свобод ведет к полной деиндивидуализации личности, на основе которой постоянно рождаются национализм, холопство, экстремизм.

Политическое сознание распадается на два уровня. Идеологический уровень - это политические теории, знания, убеждения и идеалы; эмоционально-психологический уровень - это политические чувства, эмоции, ценностные ориентации, установки.

Политическую культуру можно представить как единство политических знаний, теорий, убеждений и политического поведения. Политическая культура проявляется через политическое поведение,  участие граждан в политических акциях, способности оказывать влияние на политику. В реальной действительности политическое поведение предстает в виде стереотипов поведения, в законах, нормах, традициях, обычаях, привычках. Политическая культура воплощает в себе политический опыт общества, культуру политической жизни, активность или пассивность граждан, в любом случае граждане участвуют в политической жизни в не равной мере.

В политической жизни общества существует множество типов политического поведения. Можно говорить о мобилизационном поведении, т.е. осуществляемом под доминирующим влиянием внешних обстоятельств и автономном поведении, происходящем в результате свободного выбора. В зависимости от участия электората в политической жизни общества можно также говорить об открытом участии и закрытом, т.е. уклоняющемся от участия в политической жизни; нормативном (ориентированным на господствующие официальные нормы) и девиантном (отклоняющимся от норм); традиционном (ориентированным на постоянно воспроизводящиеся нормы, мотивы и поступки) и инновационном (творческие, новые мотивы и формы политического поведения).

Большое влияние на политическое поведение имеет изменение статусных позиций индивидов и социальных групп. Теория статусных перестановок обращает внимание на психологические проблемы тех социальных групп, которые снижают свой социальный статус в результате политических изменений. Теория статусной перестановки объясняет политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально-экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса низших классов, быстро поднимающихся на более высокие позиции в социальной иерархии. Р. Дарендорф, С. Липсет и др. указывают на такую статусную перестановку, такое снижение статуса традиционно влиятельных групп как на важную причину роста радикальных политических движений. Теория статусной перестановки пытается выявить связи между изменениями в социальной структуре общества и политическом поведении граждан. Особое внимание обращается на политические последствия социальных изменений, когда люди, вытесненные из старых социальных связей, но не интегрированные в новый общественный порядок становятся социальной базой политического радикализма.

Наиболее существенным является вопрос не столько о собственно сдвигах в социальной структуре, сколько о связи статусного положения с ценностями социальных групп, поскольку именно эти связи и являются непосредственной основой политического поведения и ориентаций. Влияние стратификационных факторов (различия в социальном статусе, уровне дохода, властных полномочий) на политическое поведение в большой степени выражено в развитых странах. Глубокие культурные различия более характерны для государств с неустойчивым строем, где остро стоят этнические проблемы. Здесь политическая борьба ведется по вопросам языковой политики, взаимоотношений церкви и государства и другим.

Анализируя формы политического поведения, можно выделить следующие основные элементы: 1) политический опыт субъекта, социальной группы, общества; 2) стереотипы поведения; 3) политические традиции как способ передачи опыта политического поведения; 4) политические нормы,  закрепляемые в законах; 5) отношения различных групп, лидеров с другими субъектами политики; 6) факторы, определяющие политическое поведение (ситуация в стране, расстановка политических сил, личные, групповые интересы); 7) информация, анализ политического поведения и другие.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).