24.Популизм и охлократия.
Охлократия (др.-греч. ὀχλοκρατία; от ὄχλος — толпа и κράτος — власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.
Термин введён Полибием[1]. Аристотель описывает Афины при Перикле и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении. Между тем другие писатели видят в Афинах образец чистой демократии (в позднейшем смысле этого слова).
Признаки охлократии можно найти в Римской империи, где армия возводила на престол и свергала с него по своему усмотрению, хотя государственные учреждения тогда были монархическими. Многие указывают на Парижскую коммуну 1871 года как на охлократию; но правильная система всенародного голосования, господствовавшая там, делает это указание в значительной степени произвольным, хотя несомненно, что отдельные факты, как расстрел генералов Леконта и Тома, были актом воли толпы. С большим основанием можно назвать охлократией государственное устройство Франции в некоторые моменты Революции и в первые дни после революции 1848 года, когда толпа выбирала всех важнейших должностных лиц. Вообще охлократия в наиболее точном смысле слова может существовать только весьма непродолжительное время, причём чаще всего является промежуточной формой в бурные времена после падения старого порядка и до замены его новым, более или менее правильно организованным.
В современном мире охлократия практически не рассматривается как самостоятельная форма осуществления политической власти. Но она существенно дополняет политические режимы, находящиеся в кризисном или переходном периоде.
Популизм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть своё отношение к обществу и, соответственно, своё законотворчество, аргументирует голосом народа (используя принцип римского права vox populi).
- 2.Парадигмы политологии.
- 3.Основные этапы истории политической мысли.
- 5.Основные течения социально-политической мысли.
- 6.Власть как общественное явление.
- 7.Экономика и политика, диалектика их развития.
- 8.Социальные основы политики. ?!Сущность социальной политики государства.
- 9.Геополитика в современном мире.
- 10. Политическая система общества: структура и функции.
- 11. Государство и его функции. Исторические типы государства и формы политических режимов.
- 12. Партии и партийные системы в политической жизни общества.
- 13.Общественные организации и движения в политической жизни.
- 14.Политическое лидерство.
- 15.Политические элиты.
- 16.Этнические основы политики.?!
- 17.Демократия как форма государственно-политического устройства. Свобода и ответственность в демократическом обществе.
- 18.Тоталитарные системы: понятие и принципы функционирования.
- 19.Правовое государство, его сущность и основные признаки.
- 20.Политическая культура.
- 21.Политическое сознание..
- 22.Политическая жизнь общества.
- 23.Правовое государство и гражданское общество: механизмы взаимодействия.
- 24.Популизм и охлократия.
- 25.Политический процесс. Понятие и содержание.
- 26.Политическая модернизация.
- 27.Политические конфликты.
- 28.Международные отношения как объект политики.?!
- 29Личность как объект и субъект политики. Политическая социализация личности.
- 1Часть.
- 30.Средства массовой информации (сми) и политика.