3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
В статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации определено понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Исходя из этого определения, можно выявить признаки юридического лица:
имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица обособлено от имущества его учредителя. Кроме того, юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (смету);
самостоятельная имущественная ответственность юридического лица означает, что оно отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Учредители, участники юридического лица не отвечают по его долгам, равно как и юридическое лицо не отвечает по долгам своих учредителей;
самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в суде в качестве истца и ответчика;
организационное единство означает, что юридическое лицо имеет определенную устойчивую структуру. Возглавляют юридическое лицо определенные образования, в компетенцию которых входит руководство и управление юридическим лицом. Эти органы выступают от имени юридического лица.
Цели создания юридического лица:
- централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте;
- уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам;
- обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.
Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным.
При распорядительном порядке юридическое лицо образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления (так создаются государственные или муниципальные унитарные предприятия).
При нормативно-явочном способе создания юридического лица согласие третьих лиц на его образование не требуется. Граждане или организации образуют юридическое лицо, а компетентный орган вправе лишь проверить, соответствуют ли закону учредительные документы появившейся организации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.
При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям, а государство дает согласие на его образование (образование объединений коммерческих организаций — союзов и ассоциаций).
Исходя из содержания статей 48 и 50 Гражданского кодекса РФ, можно выделить два основания для классификации юридических лиц:
- в зависимости от характера прав участников;
- в зависимости от целей деятельности.
Анализируя статью 48 ГК, можно выделить:
организации, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения);
юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
юридические лица, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).
В зависимости от целей деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Коммерческие юридические лица могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
полное товарищество;
товарищество на вере (коммандитное);
общество с ограниченной ответственностью;
общество с дополнительной ответственностью;
акционерное общество;
производственный кооператив (артель);
государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц:
потребительский кооператив;
общественные и религиозные организации;
учреждения;
фонды;
ассоциации и союзы (объединения юридических лиц).
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит закрытый перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. Некоммерческие юридические лица могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержать другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Государственная регистрация – заключительный этап создания субъекта хозяйственной деятельности. Порядок прохождения государственной регистрации установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В настоящее время регистрация проводится налоговыми органами в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), о чем выдается свидетельство установленной формы. Данные реестра открыты для ознакомления.
В регистрирующий орган представляется пакет документов, предусмотренных законом (заявление, учредительные документы, документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора и не менее 50% уставного капитала). Регистрация должна быть произведена в течение пяти рабочих дней с момента представления всех необходимых документов.
Отказ в государственной регистрации возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного порядка. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в арбитражный суд.
- «Ижевский торгово-экономический техникум»
- Ижевск, 2012 г.
- Предисловие
- Введение
- Конституция рф – Основной закон государства
- 1. Предмет, содержание, задачи курса
- 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
- 3. Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
- 4. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
- Тема 2
- Правовое положение
- Субъектов предпринимательской деятельности
- 1. Правовое регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности
- 2. Правовой статус имущества участников экономических отношений
- 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 4. Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности
- 5. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 6. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Тема 3
- Правовое регулирование договорных отношений
- 1. Гражданско-правовой договор, общие положения
- 2. Порядок заключения договора. Изменение и расторжение договора
- 3. Исполнение договорных обязательств
- 4. Отдельные виды гражданско-правовых договоров
- 5. Организация договорной работы
- Тема 4
- Правовое регулирование трудовых отношений
- 1. Трудовые отношения
- 2. Трудовой договор
- Глава 12 Трудового кодекса рф выделяет три варианта изменения трудового договора:
- 3. Правила оплаты труда
- 5. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Тема 5
- Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
- Социальное обеспечение граждан
- 1. Закон рф «о занятости населения в Российской Федерации»
- 2. Понятие и виды занятости
- 3. Правовой статус безработного
- 4. Социальное обеспечение в Российской Федерации
- 5. Понятие социальной помощи
- 6. Виды социальной помощи
- 7. Понятие пенсии, виды пенсий
- Тема 6
- Административные правонарушения и административная ответственность
- 1. Понятие и виды административных правонарушений
- 2. Виды административных наказаний
- Административная ответственность различных субъектов права
- Тема 7
- Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
- Понятие и содержание права на защиту
- 2. Классификация мер государственного принуждения
- 3. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- 4. Условия и размер гражданско-правовой ответственности
- 5. Понятие и виды экономических споров
- 6. Гражданско-процессуальный порядок защиты нарушенных прав
- 7. Арбитражно-процессуальный порядок разрешения споров хозяйствующих субъектов
- 8. Рассмотрение экономических споров третейскими судами
- Литература
- Официальный сайт Президента рф http://www.Kremlin.Ru/
- Официальный сайт Правительства рф http://www.Government.Ru/