69. Основные источники мусульманского права.
Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Kopaн – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.
КОРАН, СУННА - Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, является священная книга ислама – Коран, состоящий из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету (570?–632). Коран – бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не упоминаются. Юридические положения Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).
Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (в количестве 30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).
Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна – зто сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников1.
Два крупных доктора ислама – Эль-Бокхари и Мослем – в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу мусульманской веры, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету.
Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только ада-ты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.
ИДЖМА - Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников1. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше.
Для того, чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» (орф). Требуемое единство – это единство компетентных лиц – фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона. Коран, Сунна и иджма – вот три источника мусульманского права, но это источники разного плана. Коран и Сунна – основные источники. Исходя из содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы фикха. Сегодня только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно к двум первым источникам. Причем это обращение ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-правовая школа может сложиться в наше время. Однако, именно опираясь на эти источники, а также на доктрину, специалисты мусульманского права пытаются найти ответ для решения современных проблем. Так обстоит дело, например, при регламентации вопросов искусственного осеменения или продажи человеческих органов.
Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, ранее традиционно регулировавшихся классическим фикхом, подкрепляют мнение, высказанное Сноук-Юргронье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: «По удачному выражению Сноук-Юргронье, – пишет Эдуард Ламбер, – иджма в настоящее время представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права. Коран и Сунна – это только его исторические основы. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Кади, который попытался бы толковать своей собственной властью положения Корана или хотел бы сам оценить возможную подлинность адатов, совершил бы такой же противоречащий уважению ортодоксальности акт, как и верующий католик, который хотел бы сам установить смысл церковных текстов, изданных в подтверждение ее догм... Этот третий источник мусульманского права – иджма – имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению».
КИЯС - Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, создали возможность рационального толкования; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в X веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от Юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые нормы.
- 54. «Тройная» структура английского права.
- 55. Юридическая практика – доминирующий элемент системы общего права
- 56. Приоритетность процессуальных форм в англосаксонской правовой системе.
- 57. Отсутствие деления права на частное и публичное в англосаксонской правовой системе.
- 58. Судебно-административный прецедент как основной источник права в англосаксонской правовой системе.
- 59. Казуистический характер правовой нормы в англосаксонской правовой системе.
- 61. Место и роль законов, делегированное законодательство в странах англо-саксонской правовой семьи.
- 62. Особенности формирования американского права.
- 63. Роль закона в американском праве.
- 64. Федеральное право и право штатов в сша.
- 65. Происхождение шариата.
- 66. Учение Аль-шафии о «четырех корнях шариата».
- 67. Теократическое правосознание – главенствующий элемент правовой системы ислама.
- 68. Понятие и основные особенности мусульманского права.
- 69. Основные источники мусульманского права.
- 70. Мусульманское право и позитивные правовые системы мусульманских стран.
- 71. Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе.
- 72. Интерпретационная деятельность мусульманских судей.
- 73. Современное мусульманское право.
- 74. Особенности классического индусского права.
- 75. Влияние английского общего права на индусское право.
- 76. Принципы иудейского права и его основные источники.
- 77. Древнекитайское право – основа дальневосточного права. 78. Дальневосточная концепция права.
- 79. Правовая система Китайской Народной Республики.
- 80. Влияние древнекитайского право на становление правовой системы Японии.
- 81. Правовая система Японии.
- 82. Особенности становления обычного права в африканских правовых системах.
- 83. Современные правовые системы африканских стран.
- 84. Влияние основных правовых семей на африканское обычное право.
- 85. Механизм сближения национальных правовых систем
- 86.Смешанные правовые семьи.
- 87. Особенности и основные этапы эволюции правовой системы России.
- 88. Тенденции современной российской правовой системы.
- 89. Правовая система рф и романо-германская правовая семья.
- 90. Нормы международного права в правовой системе России.
- 95. Современные концепции типологии правовых систем
- 97.Типологические особенности Романо-германской угол-пр семьи
- 98. Типологические особенности мусульманского уг права
- 99. Типологические особенности угол прав семьи общинного права.
- 10 1. Источники уп в Романо-герм семье
- 100.Основные источники угол права в семье общего права