logo
СП 54-105

72. Интерпретационная деятельность мусульманских судей.

Мусульманско-правовая доктрина стала основным источником права в процессе его развития и формирования. Ранее отмечалось, что мусульманское право создавалось богословами и правоведами различных школ-толков, которые при общности отправных позиций формулировали незбижни нормы в процессе решения подобных вопросов. Несмотря на то что такое разночтение не способствовало оформлению единой системы общеобязательных юридических норм, различные толки конкурировали, но сосуществовали друг с другом даже в пределах одной провинции и большого города. Именно их интерпретационная деятельность влияла на создание большей части действующего мусульманского права в рамках доктрины.

Сейчас мусульманско-правовая доктрина в некоторых странах остается главным источником права. Это Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива. В большинстве арабских стран она играет роль формального источника права лишь в редких случаях.

Например, из-за отсутствия нормы семейное законодательство Египта, Сирии, Иордании, Судана, Ливана позволяет судье применять «самые желанные выводы толкования Абу Ханифы. Законодательство Сомали в таком случае рекомендует руководствоваться положениями шафиитского школы, законодательство Марокко, Кувейта, Ливии - выводами маликитського толкования. Поскольку в Кувейте право «личного статуса» части не кодифицированы, правовая доктрина признается ведущим источником этой отрасли права. Постановления Верховного суда Саудовской Аравии 1928 и 1930рр. обязывали судей в своих решениях следовать выводам ханбалитського толкования с обязательным исчислению работ Муджахид, из которых эти нормы заимствованы. Конституция Ирана в ст. 167 прямо указывает, что, в случае нахождения судьей необходимой нормы в законе, ему предписывается воспринимать положения авторитетных трудов и фетв (заключений, юридических заключений) Муджахид. Такое же распоряжение для судов установлены и в Ливии.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип "иджтихад" – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу –- казуистического характера) мусульманского права.                              

В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе – и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции муеульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.

К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого "абсолютного иджтихада" – время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого "таклида" – действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом "условий, места  и времени". Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы.