75. Влияние английского общего права на индусское право.
Официальное признание индусского права произошло в конце 18 века в результате английской колонизации. Местные колониальные суды получили право рассматривать споры, не затрагивающие интересов англичан. С другой стороны, индусское право было ограничено сферой частного права. в колониальных судах появились пандиты – специалисты-эксперты, знатоки индусского права, мнение которых зачастую закладывалось в вынесенное решение. Началась кодификация индусского права (1797 и 1833). До 1864 г. английские суды применяли индусское право автоматически, придавая мнениям пандитов исполнительную, законную силу. На Севере и Востоке Индии суды постепенно стали придавать силу местным обычаям территориального характера (дескашара). На Юге страны использовались прецеденты. Неточные переводы часто затрудняли применения индусского права. Судьи иногда изменяли местное право, если были с ним не согласны. Использовалась английская терминология, заменявшая традиционные понятия. Было введено английское доказательственное право. Его нормы применялись в вопросах регулирования отношений собственности и брака. В результате число обычаев резко уменьшилось. Происходила модернизация индусского права с сохранением его духа. Было введено завещание, ранее отсутствовавшее в традиционном праве. В течение 19 века сфера применения индусского права неуклонно сокращалось и в итоге включала в себя:
брак;
касты;
наследование;
религиозные институты.
В крупнейших городах (Бомбей, Калькутта) действовало правило, по которому в том случае, если ответчиком был индус, применялось индусское договорное право. Однако толкование индусского права осуществлялось английскими судьями. Кроме обычаев, источником такого смешанного (англо-индусского) права стало колониальное законодательство (например, Закон о завещаниях 1870 г.). Оно было направлено на отмену отдельных норм традиционного права. Таким образом было ликвидировано недееспособность женщин. На основании Закона о договоре 1872 г. проценты не могли превышать суммы долга.
С 1947 г. (получение независимости) в Индии проведено несколько важнейших реформ.
Изменена судебная система. Создан Верховный Суд Индии, контролировавший до 1954 г. суды княжеств. Кроме того, он имел право отменить любое судебное решение колониального периода.
Конституция Индии отвергла систему каст (ст. 15). Закон о браке 1955 г. изменил порядок его заключения. В традиционном праве брак был договором дарения жены. Женщина выступала в качестве объекта договора. Брак признавался нерасторжимым, а развод был запрещён. Новый закон отменил эти правила, однако он действует только в отношении индусов. Представители иных религиозных конфессий руководствуются своими обычаями. Этот же закон разрешил межконфессиональные браки. Закон о наследовании 1956 г. предоставил женщинам возможность быть наследницами имущества. Традиционное же право исходило из того, что наследование есть духовная связь с умершим, а женщина не имеет души. Кроме того, имущество считалось семейной собственностью. Есть, однако, особенности правового статуса семейного имущества. Если предприятие используется одной семьёй, то к нему неприменимы нормы торгового права.
Национальное право Индии прошло достаточно долгий путь своего развития. Ещё в 19 веке были предприняты попытки создавать единую систему светского права. Возникло территориальное право (lex loci) – комплекс норм, не связанных с религией и обычаями. Оно применялось прежде всего к лицам, статус которых было трудно определить. Первоначально территориальное право сложилось в «президенциях» – крупнейших портах страны (Бомбей, Калькутта, Мадрас). Английские королевские суды применяли общее право (на 1726 г.) с оговоркой: оно было действительно при отсутствии нормативных актов, издаваемых местными властями. При этом одной из спорящих сторон должен быть англичанин, либо стороны добровольно признавали компетенцию суда. С 1781 г. королевские суды получили право рассматривать все дела. Если спор происходил между представителями одной конфессии, то применялось соответствующее право. На территории, принадлежавшей Ост-Индской компании, действовали её собственные суды, рассматривавшие гражданские дела. До 1856 г. к вопросам наследования, брака, каст и религиозным институтам применялось право соответствующей конфессии. В других сферах нужно было руководствоваться принципами справедливости и совести (Регламент 1781 г.). На основе Регламента в 1861 г. был принят Закон о верховных судах, ограничивший применения английского права. С 1833 г. была начата подготовка кодификации индусского права. Юридическая комиссия во главе с лордом Маколеем предоставила к 1840 г. проекты трёх кодексов (индусский, мусульманский и территориальный). После национального восстания 1857-1858 гг. были приняты следующие кодексы и законы:
гражданско-процессуальный кодекс 1859 г.;
Закон о наследовании 1865 г.;
Закон о договорах 1872 г.;
Закон о доказательствах 1872 г.;
Закон о реальном исполнении обязательств 1872 г.;
Закон о ценных бумагах 1881 г.;
Закон о доверительной собственности 1882 г.
Во второй половине 19 века была осуществлена рецепция английского права. Под принципами справедливости и совести стали понимать общее право Англии. В 1887 г. Судебный Комитет Тайного Совета постановил: «Справедливость и совесть следует толковать в общем, так, как это сделано в нормах английского права, если они могут быть применены к обществу и к условиям Индии». До провозглашения независимости право Индии входило в семью общего права. Его принадлежность к этой семье определялась, прежде всего, терминологией и понятийным аппаратом. Решения, предлагаемые индийским правом, отличалась от английского права, однако не выходили за рамки общего права и использовали принятые данной системой концепции. Созданные в результате систематизации нормативные акты являлись кодексами общего права. Кроме того, официально признавались прецеденты. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений , а также различные частные сборники. Кроме концепций общего права, индийское право использует и английское понимание функционирования системы правосудия. Вынесение правильного решения по существу дела зависит от правильной судебной процедуры, созданной по английскому образцу. Индийское право не знает деления на публичное и частное. Суды должны осуществлять контроль над всеми делами независимо от того, кто является истцом – частное лицо или представитель администрации. Превращение Индии в независимое государство не означало отказа от существовавшей правовой системы и законодательства. Конституция Индии 1950 г. в ст. 372 подтвердила, что созданное ранее право остаётся в силе. Однако были существенно изменены судебная система (о чём говорилось выше) и правила применения прецедентов. Созданный Верховный Суд призван осуществлять контроль за соблюдением Конституции. К нему можно апеллировать при нарушении основных прав и свобод, гарантированных Конституцией. На основании ст. 141 Конституции все суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным Судом.
- 54. «Тройная» структура английского права.
- 55. Юридическая практика – доминирующий элемент системы общего права
- 56. Приоритетность процессуальных форм в англосаксонской правовой системе.
- 57. Отсутствие деления права на частное и публичное в англосаксонской правовой системе.
- 58. Судебно-административный прецедент как основной источник права в англосаксонской правовой системе.
- 59. Казуистический характер правовой нормы в англосаксонской правовой системе.
- 61. Место и роль законов, делегированное законодательство в странах англо-саксонской правовой семьи.
- 62. Особенности формирования американского права.
- 63. Роль закона в американском праве.
- 64. Федеральное право и право штатов в сша.
- 65. Происхождение шариата.
- 66. Учение Аль-шафии о «четырех корнях шариата».
- 67. Теократическое правосознание – главенствующий элемент правовой системы ислама.
- 68. Понятие и основные особенности мусульманского права.
- 69. Основные источники мусульманского права.
- 70. Мусульманское право и позитивные правовые системы мусульманских стран.
- 71. Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе.
- 72. Интерпретационная деятельность мусульманских судей.
- 73. Современное мусульманское право.
- 74. Особенности классического индусского права.
- 75. Влияние английского общего права на индусское право.
- 76. Принципы иудейского права и его основные источники.
- 77. Древнекитайское право – основа дальневосточного права. 78. Дальневосточная концепция права.
- 79. Правовая система Китайской Народной Республики.
- 80. Влияние древнекитайского право на становление правовой системы Японии.
- 81. Правовая система Японии.
- 82. Особенности становления обычного права в африканских правовых системах.
- 83. Современные правовые системы африканских стран.
- 84. Влияние основных правовых семей на африканское обычное право.
- 85. Механизм сближения национальных правовых систем
- 86.Смешанные правовые семьи.
- 87. Особенности и основные этапы эволюции правовой системы России.
- 88. Тенденции современной российской правовой системы.
- 89. Правовая система рф и романо-германская правовая семья.
- 90. Нормы международного права в правовой системе России.
- 95. Современные концепции типологии правовых систем
- 97.Типологические особенности Романо-германской угол-пр семьи
- 98. Типологические особенности мусульманского уг права
- 99. Типологические особенности угол прав семьи общинного права.
- 10 1. Источники уп в Романо-герм семье
- 100.Основные источники угол права в семье общего права