logo search
Гражданское право

3. Содержание договора энергоснабжения

К числу условий данного договора применительно к электроснабжению относятся условия о предмете договора, количестве, качестве электроэнергии, цене, сроке действия договора, режиме электропотребления *(306). Предметом названного договора является электрическая и тепловая энергия. Электроэнергия представляет собой продукцию специальных отраслей промышленности, она имеет количественную и качественную оценку, стоимость, т.е. является товаром, вещью в смысле п. 1 ст. 454 ГК.

Электроэнергия как товарная продукция отличается тем, что само ее существование проявляется в потреблении, расходовании. Электрическая энергия может служить наиболее ярким примером потребляемых вещей. Ее невозможно хранить на складах, подобно другим вещам, накопить в значительных количествах, в том числе в аккумуляторах. В сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, т.е. пока энергия подается в сеть и потребляется.

Количество энергии, которое энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту (потребителю), определяется соглашением сторон, причем не только на срок действия договора (обычно - один год), но и на квартал; более того, может быть согласована месячная и даже суточная норма. При этом на длительный срок количество подлежащей отпуску энергии может быть определено лишь приблизительно (в пределах согласованных величин).

При заключении договора энергоснабжения с промышленными и другими крупными потребителями количество подлежащей отпуску электроэнергии определяется с учетом двух важнейших показателей: присоединенной потребителем мощности токоприемников и мощности, участвующей в суточном максимуме нагрузки энергоснабжающей организации.

Сущность первого из названных показателей заключается в том, что энергоснабжающая организация обязуется отпускать потребителю электроэнергию в пределах мощности присоединенных им трансформаторов и других токоприемников высокого напряжения, перечисленных в договоре. Это имеет большое значение для энергоснабжающей организации. Например, если договором суточное количество энергопотребления будет установлено в 8000 киловатт-часов, то потребитель может выбрать его за один час работы, включив моторы общей мощностью 8000 киловатт. Но он может выбрать это количество за 8 часов работы, если будут включены моторы мощностью 1000 киловатт.

Количество подлежащей отпуску электроэнергии корректируется также путем определения в договоре мощности, которую потребитель может включать в часы суточного максимума нагрузки энергоснабжающей организации (чаще всего это утро и вечерние часы). Таким путем энергоснабжающая организация добивается выравнивания графика нагрузки и обеспечения энергией всех потребителей. Как видно, условие о количестве подлежащей отпуску электроэнергии в договорах с промышленными и другими крупными потребителями сопровождается условием о величине присоединенной мощности и (или) о величине максимальной нагрузки в часы максимума электропотребления из сети данной снабжающей организации.

Изложенные правила не распространяются на случаи, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления: он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве с оплатой ее в соответствии с фактическим потреблением, определяемом по показаниям счетчика.

Качество электрической энергии определяется главным образом двумя показателями - напряжением и частотой тока. Требования к качеству содержатся в государственных стандартах, а также в иных обязательных правилах. Согласно п. 1 ст. 542 ГК они могут быть предусмотрены и договором энергоснабжения. Качество электроэнергии по напряжению контролируется по специальным приборам - вольтметрам, которые устанавливаются у потребителя, а качество по частоте - частометрами, которые устанавливаются энергоснабжающей организацией на электростанциях или на диспетчерском пункте.

Вопрос о качестве электроэнергии имеет большое значение при ее потреблении промышленными, транспортными и другими производственными предприятиями. В договорах с мелкомоторными потребителями и потребителями, использующими энергию для освещения и удовлетворения бытовых потребностей, качество обычно не указывается ни по напряжению, ни по частоте. Это связано с тем, что энергоснабжающая организация подает им энергию заранее определенного стандартного напряжения и стандартной частоты. Срок в договоре энергоснабжения определяется соглашением сторон. Договор может быть заключен на неопределенный или определенный срок. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 540 ГК договор с гражданином, использующим энергию для бытового потребления, считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если же абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, такой договор, как правило, заключается на определенный срок, продолжительность которого устанавливается сторонами.

Учитывая, что необходимость потребления энергии у каждой организации существует постоянно, закон устанавливает, что сам по себе факт истечения срока не влечет за собой прекращения договорных отношений: договор в этом случае считается продленным на тот же срок и на условиях, которые содержались в предыдущем договоре. Но до окончания действия срока каждая из сторон может заявить о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (п. 2 ст. 540 ГК). В последнем случае права и обязанности сторон до заключения нового договора определяются ранее заключенным договором.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК абонент по договору энергоснабжения обязуется оплачивать принятую энергию. Цена, по которой производится оплата, определяется, как правило, в соответствии с утвержденными государством тарифами. Поэтому отсутствие в договоре электроснабжения условия о цене не влечет его недействительность, так как цена не является существенным условием данного договора.

Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется главным образом в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Органами государственного регулирования тарифов являются Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации. Полномочия названных комиссий определены Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" *(307). В частности, Федеральная энергетическая комиссия наделена правом установления тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также на электроэнергию, поставляемую коммерческим организациям (по перечню, утвержденному Правительством РФ).