logo search
УМК по Отечественной истории

Пояснительная записка

Изучение истории – неотъемлемая часть подготовки специалистов широкого профиля. История обеспечивает взаимосвязь с другими гуманитарными науками и дисциплинами естественнонаучного профиля. Изучение исторического наследия формирует у будущих специалистов собственные параметры жизни, ценности и нормы поведения на производстве, в научных учреждениях, в предпринимательской деятельности и личном участии в общественных преобразованиях. В данном курсе особое внимание отведено ознакомлению студентов с философскими, социологическими и психологическими подходами в изучении отечественной истории, с проблемами становления и развития российской государственности, экономическими факторами, влияющими на эволюцию общества.

Основными связывающими факторами с другими дисциплинами являются: общность понятийно-категориального аппарата, рассматриваемые исторические события, выполняемые функции, предмет и методы изучения и преподавания, а также основные принципы научного исторического исследования.

Учебно-методический комплекс курса "Отечественная история" разработан для студентов экономического факультета ЮФУ, обучающихся по следующим направлениями: 080100 «Экономика» (бакалавр), 080200 «Менеджмент» (бакалавр), 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавр), 230700 «Прикладная информатика» (бакалавр). Предмет «Отечественная история» входит в Гуманитарный, социальный и экономический УЦ ООП (Б.1).

Предметом курса является отечественная история с древнейших времен до начала XXI века.

Целью освоения дисциплины Отечественная история является

формирование у студентов общего представления об историческом пути россий­ской цивилизации через изучение основных культурно-исторических эпох.

Задачей курса является выработка у студентов цельного образа рус­ской истории с пониманием ее специфических проблем, а также развитие умения работы с историческими источниками и научной литературой.

Курс «Отечественная история» ориентирован на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций:

анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и современном мире (ОК-2);

происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-3);

письменную речь (ОК – 4);

готовность нести за них ответственность (ОК – 6);

мастерства (ОК – 7);

современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК – 8);

наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК – 9);

(ОК-11).

Основное предназначение учебно-методического методического комплекса - создать необхо­димые условия для успешной самостоятельной работы студента по изучению данного учебного курса.

Особенностью курса отечественной истории для студентов неисторических специальностей является то, что он не предполагает подробного изложения всего диапазона событийной истории. Курс соответствует содержанию и логике государственного стандарта, но акцентированием внимания не на наборе исторических событий, а цивилизационном смысле каждой эпохи. Изучение некоторых важнейших проблем русской истории с обра­щением к источникам и научной литературе предусмотрено на семинарс­ких занятиях и в контрольных работах. С такой же точки зрения сделан отбор исторических личностей и деятелей России.

Данный методичес­кий комплекс в силу своего концептуального единства и системности в решении педагогической задачи может использоваться студентами как дневной, так и заочной формы обучения. Методические документы согласованы между собой в подборе ис­точников и литературы, в проблемах, рассматриваемых в процессе изуче­ния. Это выражено в единой сетке тематического плана (различия лишь в количестве часов, уделяемых той или иной теме), подборе литературы и источников, фор­мулировании контрольных заданий, тем контрольных работ и экзаменационных вопросов.

Преподаватель вправе расширить, сократить или дополнить предложенный список литературы в соответствии со своим видением курса.

Курс «Отечественная история» ориентирован на развивающую образовательную парадигму, согласно которой студент не просто получает определенный объем информации от преподавателя, а находится в процессе активного обучения, самостоятельного поиска, овладения информацией и знаниями, умениями и навыками в ходе изучения предмета. При этом преподаватель и студент находятся в «субъект – субъектных» отношениях, где студент преимущественно самостоятельно изучает предмет, а преподаватель выступает в роли консультанта-организатора. Именно поэтому основными методами изучения курса «Отечественная история» избранные диалоговые формы:

Структурно курс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, делится на разделы, которые соответствуют важней­шим этапам в жизни российского государства и общества. Каждый раздел представляет собой законченный модуль, в котором содержится программа раздела, темы докладов и рефератов, вопросы семинарских занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, тесты, а также представлены списки источников и литературы, необходимых для полноценного изучения раздела.

Программа раздела содержит тезисное изложение событий той или иной эпохи истории нашей страны, построенное по проблемно-хронологическому принципу. Темы семинарских занятий посвящены важнейшим историческим событиям, выносимым на обсуждение в аудитории.

Особое внимание уделено организации самостоятельной работы студентов. В каждом разделе-модуле содержатся задания для самостоятельной работы, а также темы докладов и рефератов, сформулированные по проблемному принципу.

Контрольные вопросы и тестовые задания используются преподавателем для осуществления промежуточного контроля.

Содержащиеся в данном учебно-методическом комплексе списки источников и литературы составлены с учетом неисторической специализации студентов и включают только наиболее значимые публикации документов, научные работы и учебные пособия. При этом авторы стремились в максимальной степени привлечь новейшие разработки в области истории России. Кроме того, представлены основные учебники и хрестоматии для высшей школы.

Изучение курса истории России заканчивается для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» (бакалавр), «Бизнес-информатика» (бакалавр) и «Менеджмент» (бакалавр) экзаменом, который может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (бакалавр) в качестве итоговой формы контроля знаний предусмотрен зачет, который выставляется по результатам работы студента в течение семестра и выполнения им контрольных заданий (письменных работ). Списки экзаменационных вопросов и вопросов к зачету приведены в конце данного учебно-методического комплекса.

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент, обучающийся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавр), должен1:

ЗНАТЬ:

процессы мировой и отечественной экономической истории.

УМЕТЬ:

гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

процессы и явления, происходящие в обществе;

повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

ВЛАДЕТЬ:

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,

обучающийся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (бакалавр), должен2:

ЗНАТЬ:

процессы мировой и отечественной экономической истории.

УМЕТЬ:

гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

процессы и явления, происходящие в обществе;

повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

ВЛАДЕТЬ:

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,

обучающийся по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (бакалавр), должен3:

ЗНАТЬ:

часть всемирной истории.

ВЛАДЕТЬ:

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,

обучающийся по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавр), должен4:

ЗНАТЬ:

процессы мировой и отечественной экономической истории.

УМЕТЬ:

гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

процессы и явления, происходящие в обществе;

повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

ВЛАДЕТЬ:

Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен на кафедре исторической политологии исторического факультета ЮФУ.