Раздел 3. Россия в XIX веке.
ПОИСКИ РЕШЕНИЯ «СВЕРХЗАДАЧ» НОВОГО ВРЕМЕНИ.
«Двойная революция» в Европе (Великая Французская и английская промышленная) и её последствия: становление индустриального общества на Западе. Разделение Европы на революционный Запад и монархический Восток.
Россия в XIX в.: территория, население, его национальный и религиозный состав. Общие тенденции развития.
Россия в первой четверти XIX в. Александр I: трагедия реформатора.
Концепция власти Александра I. Идея «законной» и «просвещенной» монархии. «Дней Александровых прекрасное начало». Негласный комитет. Крестьянский вопрос (Указ о «вольных хлебопашцах»). Распространение просвещения. Усилия кабинета М.М.Сперанского как попытка изменить отношения сословий и власти. Планы реформ государственного устройства. Создание министерств. Учреждение Государственного совета. Опала Сперанского, её причины.
Внешняя политика России в начале XIX в. Участие России в антифранцузской коалиции. Тильзитский мир. Продолжение процесса формирования многонационального государства. Присоединение Бессарабии, Грузии, Северного Азербайджана и Финляндии.
Причины и характер войны 1812 г. Подвиг народа. 1812 г. в историографии.
Историческое значение разгрома Наполеона. Священный союз – оплот консерватизма в Европе.
Внутренняя политика после 1812 г. Новые планы реформ. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Ликвидация крепостного права в Прибалтике. Проекты освобождения крестьян. «Аракчеевщина» как бюрократическая модель отношений власти и общества.
Политическое размежевание в среде дворянства. Внутренние и внешние факторы движения декабристов. «Русская Правда» П.И.Пестеля и «Конституция» Н.М.Муравьева. Дискуссии по оценке выступления декабристов и их связи с традицией революционаризма в России.
Россия во второй четверти XIX в. Царствование Николая I.
Николай I и «николаевская» система власти, её основные черты. Учреждение Его Императорского Величества Канцелярии. Господство бюрократической системы.
Реформы центральных и местных учреждений. Новый цензурный и школьный уставы. Деятельность М.М.Сперанского по кодификации законодательства. Полное Собрание законов Российской империи. Реформа государственной деревни. П.Д.Киселев. Финансовая политика Е.Ф.Канкрина. Превращение православной церкви в ведомство православного исповедания.
Общественная жизнь и общественное движение 1830 – 1840-х гг. Обсуждение вопроса о судьбах России. Теория «официальной народности» и ментальное содержание формулы «Православие, Самодержавие, народность». Творчество П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев). А.И.Герцен. В.Г.Белинский. Петрашевцы. Революция 1848 г. и внутреннее положение России. Историческая наука об общественном движении 1830 – 1840-х гг.
Основные направления внешней политики России 20-50-х гг. XIX в. «Восточный вопрос». Россия и Кавказ. Кавказская война. Нарастание политической изоляции России в 30-50-е гг. Россия – «жандарм Европы». Создание европейского мифа о «русской угрозе». Причины Крымской войны. Героическая оборона Севастополя. Поражение России. Международные и внутренние последствия войны.
«Золотой век» русской культуры.
Мировое значение русской литературы XIX века. Развитие архитектуры, живописи, музыки и театра.
Достижения науки и техники. Научные учреждения и общества. Книгоиздательство, периодическая печать и журналистика. Развитие системы образования. Университеты. Сословность в образовании. Женское образование. Домашнее обучение.
Культура различных слоев общества. Семья. Воспитание. Отношение к трудовой деятельности. Быт. Углубление социокультурного раскола русского общества в первой половине XIX века.
Россия после Крымской войны. Александр II и политика реформ.
Крымская война – цивилизационное столкновение России и Европы. Уроки поражения. Поиск новых вариантов внешней и внутренней политики. Реформаторский выбор власти и создание общественной «ситуации реформ».
Подготовка крестьянской реформы: приоритет политических интересов над экономической целесообразностью как специфика российской социально-экономической политики. Сочетание традиционности и новаторства в решении вопроса о земельной собственности. Реформа 1861 г. Хозяйственно-рыночный потенциал крестьянского и помещичьего хозяйства в результате реформы. Изменения в жизни русской деревни. Смещение социальной ориентации самодержавия и падение политической роли дворянства. Усиление «образованной бюрократии».
Комплекс государственных реформ по формированию правового государства и основ гражданского общества в России: земская, городская, судебная и военная реформы.
Сословно-социальный портрет пореформенного общества. Факторы устойчивости традиционных основ российского общественного механизма. Борьба в правительственных кругах и в обществе за выбор государственной политики в условиях кризиса реформаторства в конце 70-х-начале 80-х гг.
Поворот 1881 года. «Патриархальное царствование» Александра III. Крах «конституции» Лорис-Меликова и переход к контрреформам.
Создание инфраструктуры капиталистического хозяйства: банки, биржи, буржуазия. Роль железнодорожного строительства, акционерных банков и технической модернизации промышленности в развитии российской экономики второй половины XIX в.
Внешнеполитические успехи 60-х-80-х гг.: деятельность канцлера Горчакова и доктрина «национальных интересов». Смена ориентиров и союзников в европейской политике в 80-90-х гг.: от «Союза трех императоров» к союзу с Францией.
Развитие русской культуры во второй половине XIX века. Отражение социальных перемен в литературе, изобразительном и музыкальном искусстве. Расцвет российской науки.
Общественное движение в пореформенной России.
Кризис и размывание сословных социальных структур. Особенности российской интеллигенции, её роль в преобразованиях. Поляризация и политизация общественной мысли. Распространение либеральной идеи в России: от земского до конституционного либерализма. Формы политической деятельности и специфика российского либерализма. Взаимодействие либеральной и консервативной доктрины на государственном уровне в конце XIX в.
Ментальные, идейные и организационные основы народничества. Историческая судьба идей и движения народничества.
Доклады и рефераты
1.М.М. Сперанский и его проекты реформирования России.
2.Отечественная война 1812 г.
3.Попытки решения крестьянского вопроса в период царствования Александра I и Николая I.
4.Спор западников и славянофилов о перспективах исторического развития России.
5.Теория «официальной народности»: первая попытка формирования государственной идеологии.
6.Крымская война - цивилизационное столкновение России и Европы.
7.«Золотой век» русской культуры.
8. Восточный вопрос – главнейшее направление внешней политики России в ХIХ в.
9.Основные этапы развития либеральной мысли в России.
10. Г.В. Плеханов – «отец русского марксизма».
Семинарские занятия
Семинар 1
Попытки реформирования российского общества сверху в ХIХ столетии
1. Царствование Александра I и Николая I: попытки реформирования государственной системы.
2. Великие реформы и контрреформы: основные противоречия политики самодержавия.
Семинар 2
Общественно-политическое развитие России во второй
половине ХIХ в.
1. Развитие российского либерализма: основные этапы и направления.
2. Революционный лагерь: народники и марксисты.
3. Консервативные программы по переустройству российского общества.
Источники
Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849 -1911. М. 1991. (С. 297-305,
319-326, 376-382,390-407).
Дневниковые записи С.Д.Шереметьева о С.Ю.Витте // Отечественная
история. 1998. № 2. С. 149-163.
Князь Б.Мещерский. Нечто о консерваторах в России// Родина. 1993. № 5,6.
Крыжановский С.Е. Заметки русского консерватора// Вопросы истории.
1997. №2,3,4.
Сперанский M.M. Проекты и записи. М., 1961.
«Русская Правда», «Конституция».// Избранные социально-политические и
философские произведения декабристов. В 3-х тт. М. 1951.
Победоносцев K.П. Великая ложь нашего времени. M., 1993.
Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С.Орлов, В.А.Георгиев,
Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 2003. С.224-227, 243-256, 305-315.
Литература
Ананьич Б., Чернуха В. Партия контрреформ (Третье поколение русских
реформаторов. 1890-1900 гг.) //Родина. 1992. №6.
Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. Спб. 1999.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века:
История. Историк. Документ. М., 1994.
Антонов В.Ф. — Историческая концепция Н.Г. Чернышевского // Вопросы истории. № 1, 2006 г.
Бесов А.Г. — Социокультурные нормы российской государственности XIX века.// Вопросы истории, 2005, № 6.
Бокова В.М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения
первой трети XIX в. М., 2003.
Великие реформы в России, 1856-1874 гг./ Под ред. Л.Г.Захаровой, Б.Эклофа,
Дж. Бушнелла. М., 1992.
Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СПб., 1998.
Власть и реформы в России. Материалы "круглого стола”// Отечественная
история, 1998. № 2.
Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. СПб., 2003.
Гершензон М.О. Славянофилы//Вопросы философии. 1997. №12.
Гордин Я.А. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 г. Л., 1989.
Давыдов М. «Оппозиция Его Величества». Дворянство и реформы в начале
XIX века. М., 1989.
Данилов Д.Д. Лорис-Меликов: карьера "парадоксального” диктатора //
Вопросы истории. 1998. № 11-12.
Де Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.
Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. Т. 1-2.
М., 1946 – 1958.
Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная
идеология в последней трети XVIII-первой трети XIX вв. М., 2001.
История России с начала XVIII до конца XIX века. Отв. ред. Сахаров. М.,
1996.
История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Н. И. Павленко.
М., 2000.
История России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие для
студентов вузов/ авт. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева,
Т.А.Сивохина. М., 2003.
История России с древнейших времен до конца ХХ века: учебное пособие
для студентов вузов. Под ред. А.А.Данилова. – М., 2000.
Кантор В.К. «…Есть европейская держава»: Россия: трудный путь к цивили
зации. М., 1998.
Капустина Т.А. Николай I // Вопросы истории. 1993. № 11.
Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Развилки родной истории. М.,
2005.
Кацва Л. Эпоха великих реформ. Материалы для изучения.
htpp://his.1september.ru/2003/04/1.htm
Колесникова Л.А. — Мемуары революционеров 1870-х годов об идейно-психологическом воздействии на них литературы. // Вопросы истории, 2005, № 5.
Киняпина Н.С. и др. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России.
Вторая половина XVIII - 80-е гг. XIX в. М., 1984.
Корнилов А.А. Курс истории России в XIX в. Т. 1-3. М., 1993.
Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась рефор
маторская альтернатива. М., 1991.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
Мамонов А.В. Граф М.Т.Лорис-Меликов: к характеристике взглядов и обще
ственной деятельности// Отечественная история. 2001. №4.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая
история России первой половины XIX столетия. М., 1990.
Милюков П.Н. Витте и Столыпин. // Знание – сила. 1991. № 2.
Медушевский А.Н. Реформы в России XIX-XX веков: западные модели и
русский опыт // Отечественная история. 1996. № 2.
Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. М.,
1986.
Панченко А.М. Русская история и культура: работы разных лет. СПб., 1999.
Парсамов В.С. Декабристы и французский либерализм. М., 2001.
Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до
начала ХХ века. М., 1986.
Победоносцев - русский консерватор-государственник// Социально-
политический журнал. 1993. № 11, 12.
Полунов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев - человек и политик//
Отечественная история. 1998, № 1.
Петров ФА. Земско-либеральные проекты переустройства учреждений в
России в к. 70-х – н. 80-х гг. XIX в.. // Отечественная история. 1993. №4.
Российские реформаторы. М., 1995.
Ружицкая И.В. - Крестьянский вопрос в царствование императора Николая I: к вопросу о последствиях указа 1842 г. об обязанных крестьянах. // Отечественная история. 2008. № 4.
Р.А. Румянцев — Павел Дмитриевич Киселёв. // Вопросы истории, 2008, № 12.
Сахаров A.H. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы
России. // Отечественная история. 2000. №5.
Секиринский С.С., Филиппова Т.А. Родословная российской свободы. М.,
1993.
Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.
Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.
Стариков Н.В. История России. Справочник студента. М., 2000.
Тарле Е.В. Крымская война. Т, 1-2. М., - Л.. 1950.
Томсинов М.М. Светило российской бюрократии. М. 1991.
Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Пособие по отечественной истории. М.,
1994.
Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. № 1.
Федоров В.А. М.М.Сперанский и А.А.Аракчеев. М., 1997.
Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986.
Черникова Н.В. Князь Владимир Петрович Мещерский (к
портрету русского консерватора). // Отечественная история. 2001. №4.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность,
политические взгляды М.М.Сперанского. М., 1989.
Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.
Эйдельман Н.Я. Грань веков: политическая борьба в России. М., 1992.
Эпоха Николая I в воспоминаниях и свидетельствах его современников. М.,
2001.
Яковкина Н.И. Очерки истории русской культуры первой половины XIX в.
Л., 1989.
Ячменихин К.М. А.А.Аракчеев // Вопросы истории. 1991. № 12.
Контрольные вопросы
1.Каковы были основные тенденции мирового развития в XIX веке?
2.Какие изменения претерпели территория и население Российской империи?
3.Какие реформы были проведены в правление Александра I?
4.Почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение конституции?
5.Каковы причины и последствия выступления декабристов?
6.Дайте оценку реформаторской деятельности М.М.Сперанского, П.Д.Киселева и Е.Ф.Канкрина во второй четверти XIX в.
7.Охарактеризуйте основные итоги царствования Николая I.
8.Как менялась роль Российской империи в европейской политике в течение XIX века?
9.Назовите основные направления общественной мысли в России второй четверти XIX века.
10.Что послужило причинами реформ 60-70-х гг.? На кого опирался Александр II при проведении реформ?
11.Какие факторы определили условия крестьянской реформы? Могла ли эта реформа быть более радикальной?
12.Охарактеризуйте суть последовавших после 1861 г. реформ. Каковы последствия и значение «Великих реформ» для России?
13.Назовите основные направления в общественном движении пореформенной России. 14.Назовите причины перехода к политике «контрреформ» в 1880-е гг. Охарактеризуйте политику Александра III.
Задания для самостоятельной работы
1.Напишите эссе на тему: «Почему Александр I так и не решился отменить крепостное право и ввести конституционное правление?».
2.Проанализируйте проект государственной реформы М.М. Сперанского. Насколько его идеи были реалистичны для России начала ХIХ в. Ответ аргументируйте.
3.Составьте таблицу «Великие реформы» 60-70-х гг. ХIХ в.», в которой укажите основные направления реформ и их последствия.
4.Сравните основные направления реформ Александра II и контрреформ Александра III. Ответ представьте в виде таблицы.
5.Выделите этапы в развитии общественного движения в России в XIX веке. Охарактеризуйте их содержание.
6.Составьте таблицу: «Основные направления внешней политики России в ХIХ в.»
7.Напишите эссе на тему: «Крестьянская реформа 1861 г. Решение старых проблем и новые противоречия».
8.Составьте политические портреты лидеров общественно-политического движения в России второй половины ХIХ в. (Г.В. Плеханов, П.Б. Струве, К.П. Победоносцев и др.).
9.Проанализируйте суть расхождений в общественно-политических взглядах народников и марксистов. Ответ представьте в виде таблицы.
Тесты для самоконтроля
1. Даты 1803 г., 1861 г., 1881 г. относятся к истории…
А) решения крестьянского вопроса
Б) решения Восточного вопроса
В) развития общественной мысли
Г) развития литературы, искусства
Д) начала царствования российских императоров.
2. Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселёвым в…
А) 1801-1803 гг.
Б) 1837-1841 гг.
В) 1861-1863 гг.
Г) 1881-1884 гг.
3. В первой четверти ХIХ в. с понятием «аракчеевщина» современниками связывали…
А) разработку проектов, ограничивших власть царя
Б) ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг
В) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
Г) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии
4. В ХIХ в. военным поселением называли
1) военный лагерь в сельской местности на время учений
2) деревню, где в 1812 г. размещался отряд партизан
3) военную крепость, созданную в горной местности во время Кавказской войны
4) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность с военной службой
5. Как называлось объединение правителей ряда стран Европы и России, созданное в первой половине ХIХ в. с целью сохранения мира в Европе и поддержки старых монархических династий?
А) Священный союз
Б) Тройственный союз
В) Антанта
Г) Северный союз
6. Россию называли «жандармом Европы» за то что она …
а) была сильнейшим государством Европы г) оккупировала Европу в 1813-49 гг.
б) подавляла революционное движение д) выступала в роли европейского
арбитра
в) разгромила Наполеона в 1812-13 гг. е) защищала христианские народы
на Балканах.
7. К какому ряду обе названные фамилии принадлежат представителям западников?
А) Т.Н.Грановский, И.С. Аксаков
Б) Б.Н. Чичерин, А.С. Хомяков
В) К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский
Г) И.В. Киреевский, М.П. Погодин
8. Авторами «Русской правды», «Конституции» были…
А) А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
Б) А.И. Желябов, В.Н. Фигнер
В) П.В. Киреевский, А.С. Хомяков
Г) П.И. Пестель, Н.М.Муравьёв
9. Расположите события XIX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) денежная реформа Е. Ф. Канкрина
Б) Тильзитский мир
В) начало правления Николая I
Г) Берлинский конгресс
10. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите фамилию автора теории, изложенной в документе.
«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России… открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить, – имеем мы три главных: 1) Православная вера; 2) Самодержавие; 3) Народность».
11. В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили…
А) Пруссия, Венгрия, Англия
Б) Персия, Турция, Англия
В) Турция, Англия, Франция
Г) Франция, Персия, Греция
12. Прочтите отрывок из приказа (сентябрь 1854 г.) и укажете, об обороне какого города идет речь.
«Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону».
1) С.-Петербурга
3) Кронштадта
2) Измаила
4) Севастополя
13. Соотнесите дату:
1) 1803 г.
2) 1837-1841 гг.
3) 1842 г.
4) 1861 г.
и соответствующий ей этап решения крестьянского вопроса в России в XIX в.:
А) Проведение реформы управления государственными крестьянами П.Д. Киселева
В) Отмена крепостного права
С) Указ о “вольных хлебопашцах”
Варианты ответов:
1) 2-А, 3-В, 4-С | 2) 1-С, 2-А, 4-В |
3) 1-С, 2-В, 3-А | 4) 1-В, 2-А, 3-С |
14. Теория «русского», «крестьянского» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского включала в себя положение…
1) «Русский крестьянин не привык к общинной собственности»
2) «Крестьянская община – готовая ячейка социалистического строя»
3) «В России необходимо создать условия для развития капитализма»
4) «Переход к социализму в России осуществится волей царя»
15. Укажите название явления, описанного в отрывке из сочинения историка.
«Сельский пролетариат не может продать надел и уйти в город, стать рабочим. Не может продать, потому что земля – не его собственность… Он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, которой не может пользоваться. Его отпускают в город лишь на заработки, на время, по паспорту».
1) пролетарская солидарность
2) возвращение отрезков
3) хуторское хозяйство
4) круговая порука
16. О развитии капитализма в России начала ХIХ в. свидетельствуют признаки
А) усиление крепостного права
Б) мелкотоварное крестьянское производство
В) использование труда наемных рабочих на мануфактурах
Г) выращивание новых сельскохозяйственных культур
Д) начало промышленного переворота
Е) возникновение монополий
Укажите верный ответ.
1) АДЕ
2) ВГД
3) БГЕ
4) ВГЕ
17. Судебную, земскую и школьную реформы начали проводить в России в …
А) 1861 г.
Б) 1864 г.
В) 1868 г.
Г) 1870 г.
Д) 1874 г.
18. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в…
1) 1857–1895 гг.
2) 1861–1883 гг.
3) 1863–1906 гг.
4) 1894–1905 гг.
19. Кто из перечисленных ниже художников относится к передвижникам?
А) К. С. Малевич
Б) Н. Н. Ге
В) В. Г. Перов
Г) М. З. Шагал
Д) И. Н. Никитин
Е) И. Н. Крамской
Укажите верный ответ.
1) АВД
2) БВГ
3) АБГ
4) БВЕ
20. Расцвет русской культуры второй половины XIX в. связан с
1) отказом от демократических традиций
2) обращением к народным истокам
3) установлением жесткого цензурного контроля
4) распространением романтизма
21. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н.Ткачёв известны как теоретики
А) славянофильства
Б) революционного народничества
В) западничества
Г) либерального народничества
22. Тремя политическими преобразованиями 1860-1870-х гг. являются:
1) Формирование земских органов местного самоуправления из представителей всех сословий
2) Введение адвокатов
3) Отмена всеобщей воинской обязанности
4) Создание бессословного и гласного суда
5) Создание всероссийского земского органа
23. Соотнесите общественную теорию XIX в.:
1) «Теория официальной народности»
2) Народничество
3) Марксизм
и ее основные положения:
А) капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление
В) Идеальная форма правления для России – абсолютная монархия
С) Россия должна последовательно пройти этап капиталистического развития, а затем перейти к социализму
Варианты ответов:
1) 1-В, 2-А, 3-С | 2) 1-А, 2-В, 3-С |
3) 1-А, 2-С, 3-В | 4) 1-С, 2-А, 3-В |
- Пояснительная записка
- Учебные планы дисциплины «Отечественная история» Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (степень «бакалавр)
- 4 З.Е.. Форма итоговой отчетности экзамен
- Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (степень «бакалавр)
- 3 З.Е. Форма итоговой отчетности экзамен
- Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (степень «бакалавр)
- 4 З.Е,. Форма итоговой отчетности зачет
- Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (степень «бакалавр)
- 3 З.Е. Форма итоговой отчетности экзамен
- Раздел 1. Русь, россия в контексте истории средневековья. X – XVI вв.
- 7. Соотнесите имена исторических деятелей с их вкладом в историю:
- 8. Выберете причины, побудившие Владимира принять православие
- 9. Итогами принятия православия стали:
- 10. Феодальная раздробленность – это…
- 12. Соотнесите исторические события и даты:
- 13. Соотнесите имена исторических деятелей с их вкладом в историю:
- 23. В царствование Ивана Грозного...
- 24. Что такое приказы?
- 25. Соотнесите события и даты
- Раздел 2. Россия в контексте истории нового времени. XVII – XVIII вв.
- Раздел 3. Россия в XIX веке.
- 24. Какие положения характеризуют взгляды российских социал-демократов конца XIX в.?
- 25. Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III
- Раздел 4. Россия в начале хх вв.:
- 1. События первой русской революции 1905-1907 гг.:
- 2. Целью столыпинской аграрной реформы являлось
- 3. Сопоставьте политическую партию начала XX в.:
- 10. Поражение России в русско-японской войне привело к
- 11. Укажите лозунг, с которым партия большевиков выступила в годы Первой мировой войны
- 12. Прочтите отрывок из выступления в Государственной думе государственного деятеля начала хх в. И напишите его фамилию.
- Раздел 5. Ссср 1920-х – 1930-х гг.: социально-экономическое и политическое развитие.
- 1. События Октябрьской революции:
- Раздел 6. Ссср в 1953-1991 гг.: от попыток модернизации к системному кризису
- 2. Сущностью «Оттепели» в 1950-х гг. Является
- 3. Какую основную политическую установку заключала в себе первоначальная стратегия Перестройки?
- 4. Сущность изменений в политической системе ссср в 1985-1991 гг. Характеризуют четыре утверждения:
- 17. Стратегия ускорения социально-экономического развития ссср, выдвинутая в начале перестройки, опиралась на:
- Раздел 7. Россия в 1990-х годах — начале ххi века: становление новой государственности.
- 1. Органом исполнительной власти по Конституции рф 1993 г. Является
- 2. Соотнесите экономическое преобразование 1992-2005 гг. И соответствующую фамилию Главы правительства, проводившего данное преобразование:
- 19. Соотнесите дату, событие и его характеристику:
- 24. Рецентрализация нач. XXI в. – это:
- 25. Соотнесите программные документы, даты и авторов концепций региональной политики в России: