Пояснительная записка
Изучение истории – неотъемлемая часть подготовки специалистов широкого профиля. История обеспечивает взаимосвязь с другими гуманитарными науками и дисциплинами естественнонаучного профиля. Изучение исторического наследия формирует у будущих специалистов собственные параметры жизни, ценности и нормы поведения на производстве, в научных учреждениях, в предпринимательской деятельности и личном участии в общественных преобразованиях. В данном курсе особое внимание отведено ознакомлению студентов с философскими, социологическими и психологическими подходами в изучении отечественной истории, с проблемами становления и развития российской государственности, экономическими факторами, влияющими на эволюцию общества.
Основными связывающими факторами с другими дисциплинами являются: общность понятийно-категориального аппарата, рассматриваемые исторические события, выполняемые функции, предмет и методы изучения и преподавания, а также основные принципы научного исторического исследования.
Учебно-методический комплекс курса "Отечественная история" разработан для студентов экономического факультета ЮФУ, обучающихся по следующим направлениями: 080100 «Экономика» (бакалавр), 080200 «Менеджмент» (бакалавр), 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавр), 230700 «Прикладная информатика» (бакалавр). Предмет «Отечественная история» входит в Гуманитарный, социальный и экономический УЦ ООП (Б.1).
Предметом курса является отечественная история с древнейших времен до начала XXI века.
Целью освоения дисциплины Отечественная история является
формирование у студентов общего представления об историческом пути российской цивилизации через изучение основных культурно-исторических эпох.
Задачей курса является выработка у студентов цельного образа русской истории с пониманием ее специфических проблем, а также развитие умения работы с историческими источниками и научной литературой.
Курс «Отечественная история» ориентирован на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций:
-
Овладение культурой мышления, способностью к обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
-
способность понимать движущие силы и закономерности исторического
процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и современном мире (ОК-2);
-
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы,
происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-3);
-
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК – 4);
-
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК – 5);
-
способность находить организационно-управленческие решения и
готовность нести за них ответственность (ОК – 6);
-
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и
мастерства (ОК – 7);
-
способность понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК – 8);
-
Способность уважительно и бережно относиться к историческому
наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК – 9);
-
способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-10);
-
умением анализировать и оценивать исторические события и процессы
(ОК-11).
Основное предназначение учебно-методического методического комплекса - создать необходимые условия для успешной самостоятельной работы студента по изучению данного учебного курса.
Особенностью курса отечественной истории для студентов неисторических специальностей является то, что он не предполагает подробного изложения всего диапазона событийной истории. Курс соответствует содержанию и логике государственного стандарта, но акцентированием внимания не на наборе исторических событий, а цивилизационном смысле каждой эпохи. Изучение некоторых важнейших проблем русской истории с обращением к источникам и научной литературе предусмотрено на семинарских занятиях и в контрольных работах. С такой же точки зрения сделан отбор исторических личностей и деятелей России.
Данный методический комплекс в силу своего концептуального единства и системности в решении педагогической задачи может использоваться студентами как дневной, так и заочной формы обучения. Методические документы согласованы между собой в подборе источников и литературы, в проблемах, рассматриваемых в процессе изучения. Это выражено в единой сетке тематического плана (различия лишь в количестве часов, уделяемых той или иной теме), подборе литературы и источников, формулировании контрольных заданий, тем контрольных работ и экзаменационных вопросов.
Преподаватель вправе расширить, сократить или дополнить предложенный список литературы в соответствии со своим видением курса.
Курс «Отечественная история» ориентирован на развивающую образовательную парадигму, согласно которой студент не просто получает определенный объем информации от преподавателя, а находится в процессе активного обучения, самостоятельного поиска, овладения информацией и знаниями, умениями и навыками в ходе изучения предмета. При этом преподаватель и студент находятся в «субъект – субъектных» отношениях, где студент преимущественно самостоятельно изучает предмет, а преподаватель выступает в роли консультанта-организатора. Именно поэтому основными методами изучения курса «Отечественная история» избранные диалоговые формы:
-
метод проблемного изложения,
-
презентации,
-
дискуссии,
-
работа в группах,
-
метод мозгового штурма,
-
метод УКС (учебных конкретных ситуаций) или кейс-стади;
-
деловые игры.
Структурно курс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, делится на разделы, которые соответствуют важнейшим этапам в жизни российского государства и общества. Каждый раздел представляет собой законченный модуль, в котором содержится программа раздела, темы докладов и рефератов, вопросы семинарских занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, тесты, а также представлены списки источников и литературы, необходимых для полноценного изучения раздела.
Программа раздела содержит тезисное изложение событий той или иной эпохи истории нашей страны, построенное по проблемно-хронологическому принципу. Темы семинарских занятий посвящены важнейшим историческим событиям, выносимым на обсуждение в аудитории.
Особое внимание уделено организации самостоятельной работы студентов. В каждом разделе-модуле содержатся задания для самостоятельной работы, а также темы докладов и рефератов, сформулированные по проблемному принципу.
Контрольные вопросы и тестовые задания используются преподавателем для осуществления промежуточного контроля.
Содержащиеся в данном учебно-методическом комплексе списки источников и литературы составлены с учетом неисторической специализации студентов и включают только наиболее значимые публикации документов, научные работы и учебные пособия. При этом авторы стремились в максимальной степени привлечь новейшие разработки в области истории России. Кроме того, представлены основные учебники и хрестоматии для высшей школы.
Изучение курса истории России заканчивается для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» (бакалавр), «Бизнес-информатика» (бакалавр) и «Менеджмент» (бакалавр) экзаменом, который может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (бакалавр) в качестве итоговой формы контроля знаний предусмотрен зачет, который выставляется по результатам работы студента в течение семестра и выполнения им контрольных заданий (письменных работ). Списки экзаменационных вопросов и вопросов к зачету приведены в конце данного учебно-методического комплекса.
По окончании изучения курса «Отечественная история» студент, обучающийся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавр), должен1:
ЗНАТЬ:
-
закономерности и этапы исторического процесса, основные события и
процессы мировой и отечественной экономической истории.
УМЕТЬ:
-
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы
гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
-
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать
процессы и явления, происходящие в обществе;
-
применять методы и средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
ВЛАДЕТЬ:
-
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,
обучающийся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (бакалавр), должен2:
ЗНАТЬ:
-
закономерности и этапы исторического процесса, основные события и
процессы мировой и отечественной экономической истории.
УМЕТЬ:
-
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы
гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
-
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать
процессы и явления, происходящие в обществе;
-
применять методы и средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
ВЛАДЕТЬ:
-
навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,
обучающийся по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (бакалавр), должен3:
ЗНАТЬ:
-
сущность, формы, функции исторического знания;
-
методы и источники изучения истории; история России – неотъемлемая
часть всемирной истории.
ВЛАДЕТЬ:
-
навыками ведения дискуссии, полемики, диалога;
-
приемами исторического анализа и исследования.
По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,
обучающийся по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавр), должен4:
ЗНАТЬ:
-
закономерности и этапы исторического процесса, основные события и
процессы мировой и отечественной экономической истории.
УМЕТЬ:
-
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы
гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
-
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать
процессы и явления, происходящие в обществе;
-
применять методы и средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
ВЛАДЕТЬ:
-
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен на кафедре исторической политологии исторического факультета ЮФУ.
- Пояснительная записка
- Учебные планы дисциплины «Отечественная история» Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (степень «бакалавр)
- 4 З.Е.. Форма итоговой отчетности экзамен
- Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (степень «бакалавр)
- 3 З.Е. Форма итоговой отчетности экзамен
- Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (степень «бакалавр)
- 4 З.Е,. Форма итоговой отчетности зачет
- Учебный план дисциплины «Отечественная история» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (степень «бакалавр)
- 3 З.Е. Форма итоговой отчетности экзамен
- Раздел 1. Русь, россия в контексте истории средневековья. X – XVI вв.
- 7. Соотнесите имена исторических деятелей с их вкладом в историю:
- 8. Выберете причины, побудившие Владимира принять православие
- 9. Итогами принятия православия стали:
- 10. Феодальная раздробленность – это…
- 12. Соотнесите исторические события и даты:
- 13. Соотнесите имена исторических деятелей с их вкладом в историю:
- 23. В царствование Ивана Грозного...
- 24. Что такое приказы?
- 25. Соотнесите события и даты
- Раздел 2. Россия в контексте истории нового времени. XVII – XVIII вв.
- Раздел 3. Россия в XIX веке.
- 24. Какие положения характеризуют взгляды российских социал-демократов конца XIX в.?
- 25. Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III
- Раздел 4. Россия в начале хх вв.:
- 1. События первой русской революции 1905-1907 гг.:
- 2. Целью столыпинской аграрной реформы являлось
- 3. Сопоставьте политическую партию начала XX в.:
- 10. Поражение России в русско-японской войне привело к
- 11. Укажите лозунг, с которым партия большевиков выступила в годы Первой мировой войны
- 12. Прочтите отрывок из выступления в Государственной думе государственного деятеля начала хх в. И напишите его фамилию.
- Раздел 5. Ссср 1920-х – 1930-х гг.: социально-экономическое и политическое развитие.
- 1. События Октябрьской революции:
- Раздел 6. Ссср в 1953-1991 гг.: от попыток модернизации к системному кризису
- 2. Сущностью «Оттепели» в 1950-х гг. Является
- 3. Какую основную политическую установку заключала в себе первоначальная стратегия Перестройки?
- 4. Сущность изменений в политической системе ссср в 1985-1991 гг. Характеризуют четыре утверждения:
- 17. Стратегия ускорения социально-экономического развития ссср, выдвинутая в начале перестройки, опиралась на:
- Раздел 7. Россия в 1990-х годах — начале ххi века: становление новой государственности.
- 1. Органом исполнительной власти по Конституции рф 1993 г. Является
- 2. Соотнесите экономическое преобразование 1992-2005 гг. И соответствующую фамилию Главы правительства, проводившего данное преобразование:
- 19. Соотнесите дату, событие и его характеристику:
- 24. Рецентрализация нач. XXI в. – это:
- 25. Соотнесите программные документы, даты и авторов концепций региональной политики в России: