logo search
Предмет теории государства и права

Федеративное государство.

 

Другой формой государственного устройства является федеративная форма или федерация.

Федерация  - это сложная форма государственного устройства, при которой в состав государства входят административно-территориальных единицы, обладающие статусом государственных образований и определенным суверенитетом.

Исторические первые федерации возникли на основе союза их субъектов, которые ранее были независимыми государствами (США, Швейцария).

 В настоящее время около трети населения земного шара проживает в федеративных государствах. К современным федерациям относятся: Австралия, Индия, Канада, Малайзия, Россия, США, ФРГ, Швейцария и другие государства.

Признаки федерации:

1.      федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее из двух или более государственных образований, которые именуются субъектами федерации. Субъекты федерации обладают определенным суверенитетом, но собственно государствами их называть нельзя. Субъекты Федерации, как правило, не являются субъектами международного права

2.      в федерации существуют двухуровневая система высших органов государственной власти: высшие органы самой федерации (федеральные органы) и высшие органы субъектов федерации. Федеральные органы осуществляют власть на всей территории страны, региональные - только на территории соответствующих субъектов федерации. При этом большое значение имеет разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) федеральных органов и органов субъектов федерации. А.Б. Венгеров отмечал, что возможны три принципа разделения полномочий: принцип исключительной компетенция федерального центра, принцип исключительной компетенция субъектов федерации и принцип трех сфер полномочий (наряду с исключительной компетенцией федерации и ее субъектов закрепляется совместная компетенция центра и субъектов).

3.      в федеративном государстве кроме конституции и законодательства федерации существуют конституции или конституционные акты и законодательство субъектов федерации. Правда, при этом должно соблюдаться одно условие: конституции (конституционные акты) и законодательство субъектов не могут противоречить конституции и законодательству федерации.

4.      в федеративных государствах существует, как правило, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать интересы этих субъектов федерации.

5.      в федерациях формируется двухканальная система налогов. Федеральные налоги поступают в бюджет федерации, налоги субъектов федерации поступают в их бюджет и расходуются субъектами самостоятельно.

6.      важным признаком федерации, отличающим его от межгосударственных образований, является отсутствие (как правило) права одностороннего выхода субъекта федерации из состава федерации (права сецессии). В некоторых федерациях такое право существовало (СССР).

Федерации не являются однотипными и подразделяются на определенные виды. Так, по способу возникновения различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации создаются «сверху», в результате принятия конституции или специального закона (например, Индия, Пакистан). Договорные же федерации создаются «снизу», в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными государствами (США, СССР и др.).

В.Е. Чиркин в зависимости от того, на какой основе создается федерация, выделяет федерации, основанные на союзе, и федерации, основанные на автономии. В федерациях, основанных на союзе, субъекты федерации сохраняют свой суверенитет (хотя и не в полном объеме) и имеют право выхода (сецессии) из состава федерации (СССР, Эфиопия и др.). В федерациях, основанных на автономии, субъекты федерации более ограничены в суверенных правах и не обладают правом сецессии (США, Швейцария и др.).

Исходя из принципов, на основе которых могут строиться федерации, различают национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации. Национальные - это федерации, построенные по национальному (этническому) принципу. Субъекты таких федераций отличаются друг от друга национальным составом населения, его культурой, обычаями и традициями. Как правило, национальные федерации возникают в связи с реализацией права наций на самоопределение, т.е. права наций самостоятельно решать вопрос о своей государственности. В прошлом к национальным относились все социалистические федерации (СССР, РСФСР, Чехословакия, Югославия), в настоящее время такими федерациями являются, например, Бельгия и Эфиопия. Территориальные - это федерации, которые строятся уже по территориальному принципу. Субъекты таких федераций не отличаются друг от друга национальным составом населения и другими особенностями, поскольку образование территориальных федераций не связывается с реализацией права наций на самоопределение, а рассматривается как способ децентрализации управления обществом. Современные федеративные государства - это преимущественно территориальные федерации (США, ФРГ и др.). Национально-территориальные - это федерации, в которых одни субъекты оформлены по национальному принципу, а другие - по территориальному. Примером такой федерации может служить современная Российская Федерация.

С учетом правового положения субъектов, федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. Симметричные - это федерации, состоящие из субъектов обладающих одинаковым правовым статусом. К таким федерациям можно отнести Аргентину, Бразилию и Мексику. Асимметричные - это федерации, в которых один или несколько субъектов федерации отличаются по своему статусу от других субъектов. К таким федерациям можно отнести, например, Индию, Россию.

Для более подробного ознакомления с вопросами темы рекомендуется обратиться к учебному изданию В.Е. Чиркина «Основы сравнительного государствоведения», М., 1997.