logo
Предмет теории государства и права

Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

 

Как уже отмечалось ранее, государственный аппарат  - это система государственных органов действующих от имени государства, наделенных властными полномочиями, взаимосвязанных общими принципами деятельности и единством конечной цели. Иногда термин «государственный аппарат употребляется в узком смысле и отождествляется с  системой органов исполнительной власти. В этом случае синонимом термину «государственный аппарат» будет понятие «бюрократия» (греч. «власть стола»).

Следует отметить, что бюрократия – явление, относящееся не только к государственной власти. Бюрократия есть всюду, где есть управление, в любой коммерческой или некоммерческой организации. Поэтому применительно к государству правильнее было бы употреблять понятие «государственная бюрократия».

Государственная бюрократия – это совокупность государственных служащих, нанятых на работу в государственный аппарат.

Эффективное функционирование государства во многом зависит от того, как организован бюрократический аппарат. В частности, М. Вебер, отмечая, что бюрократия – это наиболее чистый тип легального господства, указывал черты наиболее рациональной формы бюрократии:

- личная свобода чиновников, их подчиненность государству только  в исполнении своих обязанностей;

- четкая иерархия должностей;

- кандидаты на должность назначаются согласно их квалификации;

- полномочия чиновника определены должностной инструкцией;

- исполнение должности – единственное и главное занятие чиновника;

- возможность карьерного роста по старшинству или заслугам;

- чиновник не имеет права присвоить ни должность, ни те доходы, которые с ней связаны;

- жесткий контроль за деятельностью чиновников;

- не допустимость совмещения государственной службы и политической деятельности.

Профессор В.Н. Протасов отмечает в отношении бюрократии, что это есть способ организации власти, при котором объект и субъект власти отделены, отчуждены друг от друга. Противоположностью бюрократии является, по его мнению, демократия – способ организации власти, при котором субъект и объект власти полностью или частично совпадают. Наиболее полное воплощение демократии – самоуправление.

Следует отметить, что даже современные демократические государства не могут обойтись без бюрократического аппарата управления. Необходимо, чтобы бюрократия в государстве не перерастала в бюрократизм.

Бюрократизм – социальная аномалия, присущая профессиональным властно-управленческим системам, при которой субъект власти начинает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, на реализацию своих собственных интересов.

Для того, чтобы бюрократия не перерастала в бюрократизм, необходимо, чтобы деятельность государственного аппарата опиралась на ряд основополагающих начал (принципов).

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата принято понимать исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования государственного аппарата в целом и отдельных его звеньев.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата можно классифицировать на общие и частные. К общим относят принципы, которые лежат в основе организации и деятельности государственного аппарата в целом. Такие принципы, как правило, закрепляются в Конституции государства и являются основополагающими для всей системы государственных органов. К частным относят принципы, которые лежат в основе не всего государственного аппарата, а только отдельных его звеньев (например, органов судебной власти или органов прокуратуры). Данные принципы закреплены как в Конституции, так и в других законах, регулирующих порядок формирования и функционирования соответствующих звеньев государственного аппарата.

К наиболее важным общим принципам относятся: приоритет прав и свобод человека, единство государственного аппарата, разделение властей, демократизм, законность профессионализм и др.

Принцип приоритета прав и свобод человека.  Указанный принцип является центральным для современных демократических государств. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства и вся деятельность государственного аппарата должна быть направлена на их защиту и реализацию.

Принцип единства и целостности государственного аппарата. Суть этого принципа состоит в том, что любой государственный аппарат формируется и функционирует как единая, целостная система государственных органов в масштабах страны. Какого-либо альтернативного или параллельного государственного аппарата ни в одной стране нет и быть не может.

Принцип разделения властей. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется на определенные относительно самостоятельные ветви (как правило, законодательную, исполнительную и судебную), которые получают свое организационное выражение в соответствующих органах государства. При этом принцип разделения властей не должен вступать в противоречие с принципом единства государственной власти.

Принцип демократизма. Об этом принципе можно говорить тоже лишь применительно к демократическим государствам. Его суть заключается в том, что государственный аппарат, во-первых, формируется при активном участии народа (населения страны) и, во-вторых, осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа.

Принцип демократизма лежит в основе не только организации, но и деятельности государственного аппарата. Органы государства в любой демократической стране должны действовать от имени и в интересах народа, решая все основные задачи общества и обеспечивая в нем необходимый порядок.

Принцип законности. Это тоже один из важнейших принципов организации и деятельности государственного аппарата. Его суть состоит в том, что все органы государства должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством своей страны. Законность, если говорить о ней в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение законодательства - законов и подзаконных актов. А это значит, что все органы государства должны создаваться и функционировать в соответствии с действующим в стране законодательством.

Принцип профессионализма. Этот принцип имеет отношение, прежде всего, к организации и деятельности органов исполнительной и судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и функционировать на профессиональной основе, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в той или иной области общественной жизни. В то же время и законодательная власть не должна пренебрегать данным принципом. Конечно, сформировать парламент или какой-то другой законодательный орган на строго профессиональной основе практически невозможно, так как подобные органы формируются населением, которое выбирает туда своих представителей, руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами. Вместе с тем при формировании структурных подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий и т.д.) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.

В некоторых источниках можно найти упоминание и других принципах: гласность, сочетание координации и субординации и пр.