Правопреемство и его виды. Венская конвенция о правопреемство государств в отношении международных договоров 1978 года.
Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.
Правопреемство возникает:
-
при объединении существующих государств;
-
при разделе государств;
-
при отделении части государства;
-
при переходе части территории одного государства к другому государству.
Международно-правовое регулирование правопреемства осуществляется Венской конвенцией 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1992 г.) и Венской конвенцией 1983 г. о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила).
Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.
При разделении государств и образовании нового государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государству-преемнику в справедливых долях. Движимая собственность, обслуживающая хозяйство вновь возникшего государства, переходит к соответствующему государству-преемнику в справедливых долях. При передаче территории от одного государства другому государственная собственность передается государству-преемнику по соглашению сторон. При отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит к новому государству; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.
Под государственным архивом Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных активов и государственных долгов понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для нормального управления государством или территорией. Архивы переходят от государства-предшественника по договоренности на основе компенсации, в иных случаях без таковой. При объединении государства к государству-преемнику переходят архивы государства-предшественника.
В случае объединения государств к вновь возникшему государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении государств на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. предусматривалось распределение долга СССР на основании единого агрегированного показателя: РСФСР - 61,34%; Украина - 16,37%; Республика Беларусь - 4,13%; Республика Узбекистан - 3,27% и т.д.
Венская конвенция 1978 г. касается правопреемства межгосударственных договоров. Поэтому она, с одной стороны, касается специального института международного права — правопреемства межгосударственных договоров, а с другой — является частью специальной его отрасли — права международных договоров, кофидицированного, в частности, в Венской конвенции 1969 г. Поэтому Венская конвенция о правопреемстве договоров для своих целей воспроизводит, когда это требуется, значение терминов Венской конвенции о праве международных договоров. Но основная связь между этими конвенциями в том, что правопреемство договоров может, естественно, касаться лишь правомерных, действительных межгосударственных договоров. Иначе говоря, действительность или недействительность таких договоров должна устанавливаться в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров.
Правопреемство, как подчеркивалось выше, осуществляется в ходе правоотношений, сторонами которых являются заинтересованные государства, наделенные правами и обязательствами в силу определенного соглашения между ними. Поэтому так называемые деволюционные соглашения, которые заключались колониальными державами-предшественницами с новыми независимыми государствами о переходе к последним прав и обязательств по указанным в соглашении договорам государства-предшественника, действовавшим в отношении бывшей зависимой территории, не имеют какой-либо юридической силы для третьих государств и в лучшем случае свидетельствуют лишь о намерениях нового независимого государства. То же касается и одностороннего заявления государства-преемника о сохранении для себя в силе определенных договоров государства-предшественника.
Важное значение имеют положения Венской конвенции 1978 г. о режиме государственных границ государства-предшественника и других территориальных режимах, т.е. так называемых международных сервитутах, смысл которых в том, что событие правопреемства государств само по себе не затрагивает этих границ и соответствующих территориальных режимов, хотя сформулировано оно с учетом предмета регулирования применительно к договорам, установившим прохождение государственных границ и их режим, а также тот или иной международный сервитут. Естественно, что эти положения не имеют никакого отношения к внутригосударственным (административным) границам.
Наконец, основной принцип правопреемства новым независимым государством договоров государства-предшественника, действовавших в отношении бывшей зависимой от него территории, — принцип tabula rasa (чистого листа), т.е. несвязанности его такими договорами. Однако оно может стать их участником или договаривающимся государством по своей воле и с согласия других государств — сторон таких договоров.
Для других же новых государств, т.е. образовавшихся путем объединения государств в едином государстве или разделения государства на два или несколько самостоятельных государств, основным принципом правопреемства договоров является принцип континуитета, т.е. продолжения их действия в отношении территории государства-преемника, если не согласовано заинтересованными государствами иное или если это не противоречит объекту и цели соответствующего договора.
- Понятие международного права как правовой системы и особенности международного права.
- Соотношение международного и внутригосударственного права.
- Проблемы имплементации (внедрения) норм международного права в российскую правовую систему.
- Система современного международного публичного права. Соотношение с международным частным правом.
- Общая характеристика и признаки «старого» международного права.
- Общая характеристика и признаки «нового» международного права.
- Источники современного международного права. Их виды и общая характеристика.
- Субъекты современного международного права. Содержание их правосубъектности.
- Государства как субъекты международного права. Юридическая природа современных международных межправительственных организаций (ммпо).
- Международные организации как субъекты международного права.
- Нации и народы как субъекты международного права.
- Признание и его юридические последствия. Виды и формы признания.
- Правопреемство и его виды. Венская конвенция о правопреемство государств в отношении международных договоров 1978 года.
- Понятие и классификация основных принципов международного права. Декларация о принципах международного права 1970 года.
- Соотношение принципа самоопределения наций, народов и принципа территориальной целостности государств.
- Право международных договоров как отрасль международного права, его источники и кодификация.
- Международный договор: понятие, наименование, форма, язык и структура. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Порядок заключения международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Условия правомерности международных договоров. Недействительность и основания для оспаривания действительности международных договоров.
- Понятие международных договоров и способы их прекращения. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Право международных организаций как отрасль международного права. Ее значение в современном мире.
- Устав Организации Объединенных Наций: разработка, принятие, цели, принципы, структура и содержание. Учет опыта деятельности предшественницы оон - Лиги Наций.
- Система органов оон. Место и роль Генеральной Ассамблеи оон в системе органов оон.
- Система органов оон. Место и роль Совета Безопасности в системе органов оон.
- Экономический и Социальный Совет оон: порядок формирования, компетенция, решения.
- Международный Суд оон : состав, порядок образования, компетенция.
- Специализированные учреждения оон. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (юнеско).
- Европейские региональные международные организации (Совет Европы, Европейский Союз, обсе) и участие России в их деятельности.
- Юридическая природа Содружества Независимых Государств (снг). Устав снг.
- Понятие и основания международно-правовой ответственности.
- Понятие и виды международных правонарушений.
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
- Понятие и формы материальной международно-правовой ответственности.
- Понятие и формы политической международно-правовой ответственности.
- Международная уголовная ответственность физических лиц.