Соотношение принципа самоопределения наций, народов и принципа территориальной целостности государств.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется необходимым сделать следующие выводы: 1. Центральным вопросом при анализе проблемы соотношения принципа территориальной целостности государства и права наций на самоопределение является соотношение суверени-тетов непризнанных самоуправляющихся частей государства (непризнанных государств) и государств, на фактической территории которых они находятся. 2. При осуществлении сецессии могут быть восстановлены либо право самоопределяющейся территории, если оно было утрачено изначально в результате насильственных действий цен-тральной власти, либо право государства на территориальную целостность, если законодательство государства не содержит права на сецессию какого-либо территориального образования. 3. В случае нарушения государственного суверенитета противоправными действиями са-моопределяющегося региона восстановление территориальной целостности государства осуществляется либо правовым, либо силовым путем. Силовой вариант предполагает либо использование военных ресурсов государства, либо вмешательство вооруженных сил третьих государств или межгосударственных организаций.
Противоречие между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности
Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия.[источник не указан 105 дней] Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.[источник не указан 105 дней]
Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
Противоречие разрешается следующим образом: согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».
Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.
4 октября 2011 на заседании ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция № 1832, согласно которой «право этнических меньшинств на самоопределение (…) не предусматривает автоматического права на отделение [и] в первую очередь должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003) о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе»[3].
- Понятие международного права как правовой системы и особенности международного права.
- Соотношение международного и внутригосударственного права.
- Проблемы имплементации (внедрения) норм международного права в российскую правовую систему.
- Система современного международного публичного права. Соотношение с международным частным правом.
- Общая характеристика и признаки «старого» международного права.
- Общая характеристика и признаки «нового» международного права.
- Источники современного международного права. Их виды и общая характеристика.
- Субъекты современного международного права. Содержание их правосубъектности.
- Государства как субъекты международного права. Юридическая природа современных международных межправительственных организаций (ммпо).
- Международные организации как субъекты международного права.
- Нации и народы как субъекты международного права.
- Признание и его юридические последствия. Виды и формы признания.
- Правопреемство и его виды. Венская конвенция о правопреемство государств в отношении международных договоров 1978 года.
- Понятие и классификация основных принципов международного права. Декларация о принципах международного права 1970 года.
- Соотношение принципа самоопределения наций, народов и принципа территориальной целостности государств.
- Право международных договоров как отрасль международного права, его источники и кодификация.
- Международный договор: понятие, наименование, форма, язык и структура. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Порядок заключения международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Условия правомерности международных договоров. Недействительность и основания для оспаривания действительности международных договоров.
- Понятие международных договоров и способы их прекращения. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Право международных организаций как отрасль международного права. Ее значение в современном мире.
- Устав Организации Объединенных Наций: разработка, принятие, цели, принципы, структура и содержание. Учет опыта деятельности предшественницы оон - Лиги Наций.
- Система органов оон. Место и роль Генеральной Ассамблеи оон в системе органов оон.
- Система органов оон. Место и роль Совета Безопасности в системе органов оон.
- Экономический и Социальный Совет оон: порядок формирования, компетенция, решения.
- Международный Суд оон : состав, порядок образования, компетенция.
- Специализированные учреждения оон. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (юнеско).
- Европейские региональные международные организации (Совет Европы, Европейский Союз, обсе) и участие России в их деятельности.
- Юридическая природа Содружества Независимых Государств (снг). Устав снг.
- Понятие и основания международно-правовой ответственности.
- Понятие и виды международных правонарушений.
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
- Понятие и формы материальной международно-правовой ответственности.
- Понятие и формы политической международно-правовой ответственности.
- Международная уголовная ответственность физических лиц.