Понятие и формы политической международно-правовой ответственности.
Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.
Санкции
Санкции – это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.
Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены к Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.
В соответствии с Декларацией от 5 июня 1945 г. союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществили разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали и запретили нацистские организации, провели денацификацию Германии, т. е. удалили со всех государственных и общественных постов функционеров НСДРП, без привлечения к уголовной ответственности рядовых ее членов и т. д.
Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.
Реторсии
Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт: выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.
В 1995 г. Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства. В августе 1987 г. Канада выслала и объявила персоной нон грата 19 советских граждан. Те же меры были приняты СССР в отношении 13 канадских дипломатов.
Репрессалии
Репрессалии (невооруженные) – это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.
Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.
Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.
Сатисфакция
Сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д. Например, в октябре 1994 г. на Восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальные извинения премьер-министру и министру внутренних дел России. По этому поводу было принято совместное коммюнике, где польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона сочла инцидент исчерпанным.
Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.
Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.
Ресторация
Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).
Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера – исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному Договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.
- Понятие международного права как правовой системы и особенности международного права.
- Соотношение международного и внутригосударственного права.
- Проблемы имплементации (внедрения) норм международного права в российскую правовую систему.
- Система современного международного публичного права. Соотношение с международным частным правом.
- Общая характеристика и признаки «старого» международного права.
- Общая характеристика и признаки «нового» международного права.
- Источники современного международного права. Их виды и общая характеристика.
- Субъекты современного международного права. Содержание их правосубъектности.
- Государства как субъекты международного права. Юридическая природа современных международных межправительственных организаций (ммпо).
- Международные организации как субъекты международного права.
- Нации и народы как субъекты международного права.
- Признание и его юридические последствия. Виды и формы признания.
- Правопреемство и его виды. Венская конвенция о правопреемство государств в отношении международных договоров 1978 года.
- Понятие и классификация основных принципов международного права. Декларация о принципах международного права 1970 года.
- Соотношение принципа самоопределения наций, народов и принципа территориальной целостности государств.
- Право международных договоров как отрасль международного права, его источники и кодификация.
- Международный договор: понятие, наименование, форма, язык и структура. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Порядок заключения международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Условия правомерности международных договоров. Недействительность и основания для оспаривания действительности международных договоров.
- Понятие международных договоров и способы их прекращения. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Право международных организаций как отрасль международного права. Ее значение в современном мире.
- Устав Организации Объединенных Наций: разработка, принятие, цели, принципы, структура и содержание. Учет опыта деятельности предшественницы оон - Лиги Наций.
- Система органов оон. Место и роль Генеральной Ассамблеи оон в системе органов оон.
- Система органов оон. Место и роль Совета Безопасности в системе органов оон.
- Экономический и Социальный Совет оон: порядок формирования, компетенция, решения.
- Международный Суд оон : состав, порядок образования, компетенция.
- Специализированные учреждения оон. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (юнеско).
- Европейские региональные международные организации (Совет Европы, Европейский Союз, обсе) и участие России в их деятельности.
- Юридическая природа Содружества Независимых Государств (снг). Устав снг.
- Понятие и основания международно-правовой ответственности.
- Понятие и виды международных правонарушений.
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
- Понятие и формы материальной международно-правовой ответственности.
- Понятие и формы политической международно-правовой ответственности.
- Международная уголовная ответственность физических лиц.