10. Финансы и финансовая деятельность развитых зарубежных стран Перераб 2003
По общей схеме государственная финансовая система развитых зарубежных стран, как правило, включает в себя: государственный бюджет, специальные правительственные фонды, финансы местного самоуправления, финансы государственных предприятий.
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы, крупнейшим централизованным фондом и в каждой стране имеет свою специфику и национальные особенности.
В США федеральный бюджет состоит из двух частей:
1. Собственно правительственный бюджет (федеральные фонды) – (формируется в основном из налогов и таможенных пошлин, финансируются общенациональные программы: военные, экономические, внешнеэкономические, социальные) и
2. доверительные (траст) фонды – (носят целевой характер и в основном связаны с деятельностью отдельных видов государственной производственной инфраструктуры (федеральные автострады, аэропорты, гидроэлектростанции и т.п.). Доходная часть этих фондов формируется за счет эксплуатации государственной собственности и фондов социального страхования, расходы идут на содержание государственной собственности и выплаты по социальному страхованию.
В Великобритании государственный бюджет также имеет две части:
1. обычный бюджет на 90% формируется из налогов и расходуется на текущие затраты страны
2. национальный фонд займов представляет собой бюджет капиталовложений.
Во Франции центральный бюджет состоит из общего (государственного) бюджета и присоединенных бюджетов различных государственных организаций и специальных счетов казначейства.
Общий бюджет по расходам делится на функциональный ( текущие и капитальные расходы на содержание административных служб, обслуживание государственного долга, капиталовложения, трансферты) и институционный (расходы на оборону, экономические, социальные и иные общегосударственные затраты). Присоединенные бюджеты введены для организаций, не имеющих статус юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой самостоятельностью: почта, телеграф, телефон, национальная типография, монетный двор и т.п. Специальные счета казначейства (их около 20) - это различные фонды, например, инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, торговые счета казначейства.
В Японии наряду с центральным бюджетом имеется инвестиционный бюджет, а также свыше 50 специальных счетов. В центральном бюджете отражены основные экономические и социальные затраты государства, в том числе отчисления местным бюджетам и выплаты процента по государственному долгу, Инвестиционный бюджет - это ежегодно устанавливаемая программа капиталовложений и займов, предназначенных для государственных корпораций и местных органов власти. Специальные счета охватывают финансы госпредприятий, корпораций, имуществ, фондов.
Специальные правительственные фонды как специальные фонды государства представляют собой совокупность денежных ресурсов целевого назначения. К таким фондам относятся различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета, через которые государство мобилизует дополнительные доходы для финансирования конкретных мероприятий.
По своему правовому положению и месту в финансовой системе страны специальные фонды можно подразделить на три группы.
1. К первой группе относятся фонды, доходы и расходы которых включаются в государственный бюджет как составная, но обособленная его часть. В Российской Федерации по такой схеме образуются бюджетные целевые фонды.
2. Ко второй группе относятся фонды, обладающие финансово-правовой самостоятельностью. Они, как правило, формируются на основе закона парламентом, но обособлены от государственного бюджета и других звеньев финансовой системы. В России подобные фонды называются внебюджетными.
3. К третьей группе относятся фонды, обладающие относительной самостоятельностью, поскольку создаются под выполнение социально-экономических или политических программ. Обычно это выделенные средства из госбюджета конкретному министерству, отвечающему за выполнение утвержденной программы.
В зависимости от целевого назначения они могут быть экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, страховые, военно-политические, межгосударственные.
Экономические это чаще всего инвестиционные фонды или иные, предназначенные для регулирования хозяйственной деятельности. Например, в США функционирует фонд перестройки и развития экономики, формируемый за счет средств федерального бюджета. Во Франции действует с 1955 года фонд экономического и социального развития (ФЭСР), предназначенный для финансирования инвестиционных программ.
Особенно развиты фонды социального страхования, формируемые за счет взносов работников (20-50%) и предпринимателей (20-50%), а также субсидий государства и прочих источников (20%). В США наиболее крупными являются три таких общенациональных фонда: фонд помощи нуждающимся, фонд страхования государственных служащих, фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца.
В Германии имеются фонды пенсионного страхования, страхования по болезни, страхования по безработице и другие.
Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и фонды ЕС.
Финансы местного самоуправления включают в себя денежные фонды соответствующих административно-территориальных единиц.
В США - это финансы штатов, округов (графств, приходов), городов, тауншипов, муниципалитетов.
В Германии - земель, общин, городов.
Во Франции департаментов, коммун и т.д.
На их долю приходится значительная часть общих финансовых ресурсов: в США, Германии, Японии в пределах 50%; в Великобритании и Франции более 30%.
Местные финансы включают в себя местные бюджеты, специальные местные фонды, фонды местных предприятий. В последние десятилетия объем местных бюджетов развитых зарубежных государств увеличился в 6-8 раз, а их доля в национальном доходе страны составляет в США, Великобритании - свыше 18%, в Японии и Германии - свыше 21%. В собственности (в ведении и управлении) местных органов самоуправления, главным образом, находятся коммунальные предприятия, местный транспорт, иные муниципальные предприятия.
Финансы государственных предприятий охватывают денежные отношения, опосредствующие кругооборот основного и оборотного капитала, образование и использование прибыли, амортизационного, резервного и других фондов. Несмотря на широко проводимую в последние десятилетия приватизацию, государственная собственность в экономике большинства развитых зарубежных стран сохраняет солидные позиции, особенно в энергетике, военно-промышленном комплексе, атомной промышленности и других.89
Практика налогообложения государственных предприятий различна.
В США они освобождены от налогов.
В Германии освобождены частично.
В Великобритании и Франции уплачивают на ряду с другими.
По государственным предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании (военные заводы, почта, телеграф, железные дороги и некоторые иные), в государственных бюджетах отражаются либо их валовые доходы и расходы, либо сальдо по данным доходам и расходам.
С помощью налогов в зарубежных странах формируется 80-90 % доходной части государственных бюджетов и социальных фондов.
В целом налоговая структура примерно выглядит следующим образом: прямые налоги (на имущество и доходы) около 40 %, косвенные налоги (в цене товара) - около 30%, взносы в социальные фонды (социальный налог) - более 20%, другие - около 10%.
Бюджет и налоги США. Бюджетная система США включает в себя федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты.
Бюджетный год установлен с 1 октября по 30 сентября. Через государственные бюджеты распределяется 25 % валового национального продукта страны.90 Бюджетные расходы на 60% финансируются из федерального бюджета и на 40% из бюджетов штатов и местных бюджетов.
Доходная часть бюджетов США слагается по налоговым платежам в следующем порядке:
Налоговые доходы бюджетов | федерального | штатов и местных |
Налоги физических лиц (индивидуальные) |
46 % |
7 % |
С прибыли корпораций | 9 % | 5% |
Налоги и взносы в фонды соцстраха | 37 % | 12 % |
На наследство и дарение | 1 % | 1 % |
Акцизы и пошлины | 7 % | 11 % |
Налоги с розничных продаж | _ | 21 % |
Налог на собственность | _ | 27 % |
Прочие налоги и сборы | _ | 6% |
Федеральный бюджет по расходам на финансирование военных расходов составляет одну треть. Более 20% составляют расходы по социальному страхованию, 14% - на выплату процентов по государственному долгу, 12 % на обеспечение доходов бюджета и только 20 % на все другие текущие затраты (космос, экология, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и т. д.) Таким образом, основные социальные расходы падают на региональные (штатов и местные) бюджеты.
В конституциях всех пятидесяти штатов установлено требование о сбалансированности бюджетов, то есть ни один штат не может планировать дефицит. Запрета на профицит нет. Это правило обычно распространяется и на местные бюджеты внутри штата. Федеральное правительство не отвечает за покрытие дефицита, возникшего при исполнении бюджета штата, а законодательство США не требует, чтобы правительство стремилось к сбалансированному федеральному бюджету. Начиная с 1987 года федеральные правительственные трансферты на 99% направляются на поддержку конкретных программ (здравоохранение, охрану природы, образование и другие), а на финансовую помощь регионам идет всего лишь 1%.91
По закону США о налоговой реформе 1986 г. налогообложение было упрощено и сделано более равномерным.
Для индивидуального налогообложения убрана максимальная ставка в 50% и установлены две ставки, вместо ранее существовавших 15 ставок, в размере 15% и 25 %.
Для корпораций максимальная ставка в 46 % снижена до 34 %, а минимальная с 20% до 15 %. Первые 50 тысяч долларов США с прибыли корпораций облагаются по ставке 15%, следующие 25 тысяч долларов прибыли - по ставке 25 % и свыше 75 тысяч долларов по максимальной ставке 34 %.
По высшей ставке облагается 85 % всех доходов корпораций, а низшая ставка предназначена в основном для мелкого бизнеса.
В США наиболее развитая кредитная система, включающая в себя всю совокупность государственных и частных кредитных институтов. Ее основным государственно-монополистическим компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США.92 Структурно ФРС состоит из Совета управляющих, 12 федеральных резервных банков и около 6 тысяч банков членов. В структуру ФРС входят также два ее органа, созданные конгрессом, - Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультативный совет.93
Вся территория США разделена на 12 федеральных резервных округов, в каждом из которых имеется федеральный резервный банк, выполняющий функции центрального банка. Федеральные резервные банки осуществляют банкнотную эмиссию, кассовое обслуживание федерального бюджета, операции с правительственными ценными бумагами и ряд административно-надзорных функций.
- 1. Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система
- 2. Контрольная и распределительная функции финансов
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- Специальные бюджетные фонды
- I. Межбюджетных трансфертов
- II. Резервные фонды
- III. Инвестиционный фонд.
- IV. Отраслевые фонды
- 1. Федеральный дорожный фонд
- 2. Дорожные фонды субъектов Российской Федерации
- 3. Муниципальные дорожные фонды.
- 6. Финансовая система Российской Федерации
- 2. Сущность и особенности финансовой деятельности в Российской Федерации перераб.15.09.2011
- Особенности
- Правовые принципы финансовой деятельности в Российской Федерации
- Специальные принципы
- 6. Принцип строгого соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии.
- Функции финансовой деятельности
- Организация, как функция
- Планирование как функция финансовой деятельности
- Прогнозирование как функция финансовой деятельности
- Регулирование как функция финансовой деятельности
- Функция координации
- 3. Методы финансовой деятельности в Российской Федерации
- Правовые формы финансовой деятельности Российской Федерации
- 3. Органы осуществляющие финансовую деятельность в России перераб. 21.09.2011.
- Счетная палата Российской Федерации Председатель Степашин Сергей Вадимович
- Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году
- Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов
- 4.Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов
- 5.Контроль за федеральными внебюджетными фондами
- 6.Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью
- 7. Контроль за банковской системой
- Предоставление информации по запросам Счетной палаты
- Представление Счетной палаты
- Предписание Счетной палаты
- Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок и ревизий
- Комитеты и комиссии Совета Федерации
- Совет Федерации образует:
- Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания
- Комитеты Государственной Думы
- Государственная Дума образует следующие комитеты:
- Комиссии Государственной Думы
- Основными направлениями деятельности Комиссии являются:
- Комиссия имеет право:
- Президент рф Медведев Дмитрий Анатольевич
- Администрация Президента Российской Федерации
- Правительство рф Председатель – Путин Владимир Владимирович
- 2. Через финансово-кредитную систему
- 3. Специально создаваемые учреждения, предприятия, выполняющие функции его агента. Правительство Российской Федерации
- Общие полномочия Правительства Российской Федерации
- Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
- Пример агента Правительства:
- Органы исполнительной власти
- Указ Президента рф от 09.03.2004 n 314 (ред. От 22.06.2010) "о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное министерство:
- Федеральная служба (служба):
- Под функциями по контролю и надзору понимаются:
- Федеральное агентство:
- Постановление Правительства рф от 30.06.2004 n 329 "о министерстве финансов российской федерации"
- По вопросам своей компетенции Минфин России
- Положение о федеральном казначействе (Казначейство России)
- II. Полномочия
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- 1. Осуществляет контроль и надзор за:
- 9. Устанавливает (утверждает) формы документов:
- Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- Организация деятельности
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
- 3. Осуществляет:
- Федеральная служба по финансовым рынкам Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации
- Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности (страхового дела) являются:
- 1) Контроль и надзор за:
- 3) Проведение аттестации страховых актуариев;
- 4) Ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Правительства Российской Федерации.
- Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации
- Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- Банк России выполняет следующие функции:
- Банк развития "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Создан в 2007 году
- Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
- 4. Понятие и значение отрасли российского финансового права 2010.
- 1. Государственной заинтересованности в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.
- 2. Самостоятельного предмета.
- 3. Специфичного метода правового регулирования.
- 1. Государственная заинтересованность в отдельном правовом регулировании финансовых отношений
- 2.Наличие собственного предмета правового регулирования
- 1. Устойчивостью и повторяемостью, что даёт возможность законодателю чётко фиксировать правоотношения субъектов.
- 2. Способностью к внешнему правовому контролю.
- 3. Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства.
- 3. Наличие собственного метода правового регулирования
- В развитии финансового можно видеть следующие наиболее существенные направления.
- 2. Финансовое право в системе отраслей российского права
- Соотношение с другими отраслями права
- 3. Система финансового права Российской Федерации
- 4. Источники финансового права Российской Федерации
- 5. Наука финансового права перераб. 2003
- 1. История развития науки финансового права в России
- 2. Понятие науки и курса финансового права, их соотношение
- 3. Методология науки финансового права
- 4. Задачи науки финансового права
- Понятие и особенности финансово-правовых норм, субъекты финансового права перераб. 2003
- Норма финансового права обладает своими особенностями
- Классификации финансово-правовых норм
- 7. В зависимости от особенностей предмета финансово-правового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
- Действие финансово-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Понятие субъекта финансового права
- Российская Федерация и субъекты рф как субъекты финансового права
- Муниципальные образования как субъекты финансового права
- Понятие финансового правоотношения перераб. 2003
- Элементы финансового правоотношения
- Объект финансового правоотношения.
- 2.) Государство дает субъекту право, посредством реализации которого финансовое правоотношение может быть прекращено односторонним волеизъявлением управомоченного лица.
- Виды финансовых правоотношений
- 1. Понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации
- 2. Виды и органы финансового контроля
- Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
- Права и обязанности резидентов и нерезидентов
- 6. Аудиторский финансовый контроль
- 9. Организационно-правовые формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля Перераб 2010
- I. Формы контроля
- Правоприменительные акты (2 разновидности)
- Правотворческие акты
- Методы финансового контроля
- 4. Вопросы совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в современной России
- 10. Финансы и финансовая деятельность развитых зарубежных стран Перераб 2003
- 11. Финансово-правовая ответственность Перераб 2004
- 1. Понятие финансово-правовой ответственности по российскому праву
- Уголовная
- Гражданская
- Административная
- 2. Финансовое правонарушение и его состав
- 3. Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности
- 1. Бюджетное право российской федерации Перераб 15.09.2011
- 1. Понятие бюджетного права.
- Дефицит. Бюджетная классификация
- 1. К признакам бюджета как экономической категории следует отнести такие характеристики как:
- 2. Материальная характеристика государственного, муниципального бюджета как особого фонда денежных средств обусловлена такими качествами как:
- 3. Политико-правовые (публичные) качества бюджета обусловлены следующими особенностями:
- 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная система рф, ее структура.
- Виды бюджетных прав
- Бюджетные полномочия
- 1. Общие бюджетные полномочия органов всех ото
- 2. Бюджетные полномочия рф и субъектов рф
- 3. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти (статья 7 бк)
- I. Налоговых
- II. Неналоговых видов доходов
- III. За счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
- Распределяются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов рф, муниципальными бюджетами
- II. Бюджеты субъектов рф
- III. Бюджеты муниципальных образований (всё вступает в силу с 1 января 2006 г.)
- 1. Налоговые доходы бюджетов поселений (статья 61 бк).
- 2. Налоговые доходы муниципальных районов (статья 61.1. Бк) и городских округов (статья 61.2. Бк)
- II. К неналоговым доходам относятся:
- 5. Средства самообложения граждан;
- 6. Иные неналоговые доходы.
- III. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
- Межбюджетные трансферты
- I. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (статья 129 бк).
- 3. Финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
- 4. Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
- II. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации Статья 135 бк.
- 3. Иные межбюджетные трансферты;
- III. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов. Статья 142 бк (в силу с 1 янв. 2006г.).
- 1. Финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений в соответствии со статьей 142.1 бк;
- 4. Иные межбюджетные трансферты. Собственные доходы бюджетов (статья 47 бк).
- Расходы бюджетов
- Бюджетные ассигнования
- Обеспечение выполнения функций казённых учреждений;
- 4. Осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- Социальное обеспечение населения;
- Дефицит бюджетов
- Источники финансирования дефицита бюджета
- 2. Бюджетный процесс перераб. 15.09.2011 г. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- I. Стадия бюджетного планирования
- 1. Составление проекта бюджета
- Глава 20. Основы составления проектов бюджетов
- Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
- Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории.
- Планирование бюджетных ассигнований вступают в силу с 01.01.2009 г.
- Глава 21. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
- Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
- Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
- Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
- Статья 196. Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
- II. Стадия исполнения бюджета
- Глава 24. Основы исполнения бюджетов
- III. Стадия отчета об исполнении бюджета составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности российской федерации
- 3) Кода подвида доходов (4 знака)
- 4) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (3 знака).
- Классификация расходов бюджетов (включает 20 знаков)
- 2) Кода раздела (2 знака), подраздела (2 знака), целевой статьи (7 знаков) и вида расходов (3 знака);
- 2) Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
- II. Система государственных и муниципальных доходов
- 2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:
- 5. С учетом отношений собственности можно говорить
- III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов, как институт финансового права.
- I. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- А.) Доходы бюджетов
- 5. Средства самообложения граждан;
- 6. Иные неналоговые доходы. Б.) Доходы внебюджетных фондов
- Особой разновидностью неналоговых доходов являются таможенные пошлины и сборы
- По уплате таможенных платежей существуют льготы:
- II. Государственный и муниципальный кредит и страхование
- Включение обязательного социального страхования в состав финансового института «страхования» обусловлено рядом причин:
- В России страховые фонды создаются различными методами: централизованным и децентрализованным.
- III. Налоговые доходы (налоговое право) Налоги, их понятие и роль
- Понятия пошлины и сбора
- Роль налогов в обществе и государстве
- 5. Платежи за пользование природными ресурсами
- Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
- 2. Кроме того существуют иные обязательные платежи за пользование недрами (в ред. 18.07.2011 г.)
- 1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
- 2. Регулярные платежи за пользование недрами
- 3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)
- Глава 25.2. Водный налог
- Порядок исчисления налога
- Порядок и сроки уплаты налога
- Налоговая декларация
- Глава 31. Земельный налог
- 0,3 Процента в отношении земельных участков:
- Плата за пользование лесным фондом
- I. Арендная плата
- 1. За единицу объема древесины лесных насаждений в рублях за кубический метр и зависят от:
- II. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
- Глава 25.1. Нк «сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» (с 2004 года появился)
- Институт основ правового регулирования банковского кредита и расчётов Перераб. 2010
- Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- 6. Размеры валютного, процентного и иных рисков.
- Правовые основы расчетов
- 2. Формы безналичных расчетов
- 10. Валютный контроль и валютное регулирование
- Правовые основы организации денежной системы и безналичных расчётов
- Глава II. Эмиссия наличных денег
- Денежно-кредитная политика
- Глава III. Расчеты
- 12. Правовые основы становления и развития денежной системы (лекция перераб 2011)
- Реформа 1961 года
- Российский рубль