3. Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности
За совершение финансовых правонарушений законом установлены особые финансовые санкции. Так, НК РФ (ст. 114) определяет налоговую санкцию как меру ответственности в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статями главы 16 кодекса. Но если учесть, что ответственность банков в виде штрафов и пеней за невыполнение обязанностей, предусмотренных НК РФ, применяется в том же порядке, то налоговыми санкциями следует считать меры ответственности названные в главе 18 кодекса.
Налоговая санкция за налоговое правонарушение есть ничто иное, как мера финансово-правовой ответственности, а налоговое правонарушение есть разновидность финансового правонарушения, о чем говорилось выше.
Вместе с тем понятия «ответственность по налоговому законодательству» и «ответственность за нарушение бюджетного законодательства» являются более широкими, включающим в себя наряду с финансово-правовыми санкциями, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
Как справедливо отмечала Л.В. Тернова, выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.106 Эта ответственность остается в рамках имущественных налоговых отношений и не имеет характера санкций других отраслей права.
За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и за нарушения порядка ведения кассовых операций юридические лица и предприниматели, работающие без образования юридического лица, подвергались мерам финансово-правовой ответственности в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006.107 Мерами финансовой ответственности являлись штрафы кратные к суммам денежных средств по выявленным нарушениям.
Так, за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленных предельных сумм штраф был установлен в двукратном размере к сумме произведенного платежа.
За неоприходование в кассу денежной наличности взимался штраф в трехкратном размере не оприходованной суммы.
За несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопления в кассах наличных денег сверх лимитов трехкратный размер штрафа рассчитывался от выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
Причем на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные выше нарушения, налагались административные штрафы в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Объединяет эти виды мер юридической ответственности только то, что наложение всех видов штрафных санкций производится налоговыми и иными контрольными органами, призванными проверять условия работы с кассовой наличностью. Порядок взимания административных штрафов определен в КоАП РФ. К сожалению, порядок производства по финансовым (кассовым, бюджетным) нарушениям и взимание финансовых санкций не установлен.
Порядок наложения финансово-правовых санкций четко определен только за налоговые правонарушения в НК РФ. И этот порядок значительно отличается от административного производства по делу. Так, например, сроки давности привлечения к ответственности за административные правонарушения установлены до двух месяцев со дня совершения (при длящемся - со дня обнаружения) проступка (ст. 4.5 КоАП РФ). По налоговым правонарушениям ст. 113 НК РФ устанавливает срок давности в три года. Взыскание штрафных санкций за административные правонарушения производятся в принудительном порядке по постановлению органа или должностного лица, налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ).
Таким образом, при установлении финансово-правовых санкций по другим видам финансовых правонарушений законодатель обязан позаботится об определении порядка их применения и исполнения.
В связи с тем, что в теории права и в финансово-правовой науке не сложилось единства в понятиях ответственности и санкций, а также имеются проблемы в соотношении этих категорий, следует отметить, что налоговые санкции рассматриваются лишь в плоскости мер ответственности за совершение налогового правонарушения. А налоговая ответственность представляет собой одну из мер государственного финансового принуждения наряду с предупреждением, пресечением правонарушений, а также обеспечением исполнения и восстановлением нарушенных прав. Такого четкого разграничения принудительных мер и санкций финансово-правового характера по другим видам финансовых нарушений пока еще не выработано.
В частности, в статье 53 Федерального закона от 31 декабря 1999 года « О федеральном бюджете на 2000 год»108 для защиты бюджетных отношений и установленного порядка зачисления налогов в федеральный бюджет названы особые санкции. К ним отнесены: а) приостановление бюджетного финансирования и предоставления ссуд и кредитов, б) прекращение выдачи лицензий и квот на экспорт, в) приостановление централизованной поставки продукции из государственных резервов. Ясно, что в данном случае речь идет о санкциях, как о различных видах государственно-правового принуждения и не только финансово-правового характера, но не о мерах ответственности.
К тому же БК РФ прибегает к финансово-правовым санкциям наряду с административно-правовыми штрафами и не исключая уголовную ответственность. А это означает, что не выработано понятия бюджетного правонарушения и прямых мер финансово-правовой ответственности за него. Речь идет лишь о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и мер, применяемых к его нарушителям (ст. 282 БК РФ), установленных не только кодексом, но и другими федеральными законами. При этом БК РФ не использует понятия «санкция», говоря лишь о мерах принуждения. И это понятно, поскольку нет четкого состава бюджетного правонарушения, как финансово-правового проступка, то не должно быть финансово-правовой санкции как меры ответственности за него. И это главная недоработка БК РФ в его современной редакции.
Пока для финансово-правовой ответственности окончательно сложилась одна санкция, как мера такой ответственности - это штраф. С утратой юридической силы финансово-правовой санкции, установленной в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 13), в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), речь может идти только о штрафе и пени. Причем налоговая санкция за правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, не взыскивается, если ответственность за аналогичное по составу правонарушение в НК РФ не установлена. Суммы налога излишне уплаченные до 1 января 1999 года подлежат возврату в соответствии со ст. 78 НК РФ. Более того на сумму излишне уплаченного или взысканного налога, не возвращенного в течении месяца с момента подачи соответствующего заявления, начисляются проценты.109
Однако разработчики НК РФ в отношении пени высказались не традиционно. Пеня (глава 13 НК РФ) рассматривается как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов налогоплательщиком или налоговым агентом. Она представлена в виде взыскания денежной суммы за нарушение сроков платежа. Причем ее уплата обязательна помимо взыскания всей суммы налогового платежа, независимо от других мер обеспечения надлежащего исполнения, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Между тем, пеня в системе юридической ответственности сложилась как классическая мера ответственности за нарушение сроков выполнения обязательств. Таковой она была и по прежнему налоговому законодательству, когда называлась в системе финансовых санкций. Именно таковой ее расценили и судебные органы при разрешении споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Основанием для применения пени как вида ответственности за нарушение налогового законодательства является задержка уплаты налога.110 При этом законодательная практика не увязывала размеры пени с суммой погашения задолженности по налоговому обязательству, хотя целью являлась компенсация потерь.
Как отмечает Конституционный суд Российской Федерации, требование налогового органа и налоговое обязательство связаны с публично-правовым характером налога и государственной казны и невыполнение налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.111 Тем не менее, институт обеспечения исполнения обязательств (в форме неустойки) имеется и в гражданском праве, где также в качестве способа обеспечения предусмотрена пеня, но там она применяется как мера ответственности (ст. ст.330, 394 ГК РФ).
Между с тем административная ответственность не знает такой меры взыскания как пеня, что справедливо отмечает Л.В. Тернова в качестве еще одного признака самостоятельности финансово-правовой (налоговой) ответственности для отличия от административной ответственности. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства по своевременной уплате налога, как правило, лежит на должнике, а не кредиторе, которым является государство.112 Не исполнение этой обязанности является правонарушением, требующим применения правовых санкций особого вида, предполагающего не только карательный, но и восстановительный характер.
Впрочем и в НК РФ в отношении пени законодатель высказывает определенную непоследовательность. В главе 18, устанавливая ответственность банков за не выполнение возложенных на них законом обязанностей, пеня указывается как мера ответственности. Так, за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента о перечислении налогового платежа установлено взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более, 0,2 % за каждый день просрочки (ст. 133 НК РФ).
Вместе с тем, взыскание недоимки по налоговым платежам, что нередко в специальной литературе относят к мере налоговой ответственности,113 таковой не является. Принудительное взыскание недоимки в пределах суммы неуплаченного налога без начисления пени является чисто восстановительной мерой финансового принуждения, а не санкцией, также как арест имущества налогоплательщика (ст. 77 НК РФ), применяемый для обеспечения взыскания налога, является предупредительной от сокрытия виновного лица или его имущества мерой пресечения.
Таким образом, пеня как финансово-правовая санкция является разновидностью штрафов, поступающих в бюджеты или внебюджетные фонды, ее размер установлен законом, а не договором, налагается она за самостоятельное правонарушение - неисполнение сроков платежа, взыскивается в том же порядке, что и штрафы. Представляется, что пеню следовало бы перенести в главу 16 НК РФ как вид финансово-правовой ответственности.
К признакам финансово-правовой (в том числе налоговой) ответственности относится и зарождение особого производства по делам о финансовом правонарушении, а также появление собственных процессуальных норм, сроков давности и особенностей ответственности свидетелей, экспертов, переводчиков и других лиц по доказыванию содеянного. Производство по делу и порядок применения финансово-правовых санкций и иных мер финансового принуждения установлен в НК РФ (ст. ст. 101, 101/1,104, 105 и др.), БК РФ (ст. ст. 285-288 и др.), Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах.
- 1. Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система
- 2. Контрольная и распределительная функции финансов
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- Специальные бюджетные фонды
- I. Межбюджетных трансфертов
- II. Резервные фонды
- III. Инвестиционный фонд.
- IV. Отраслевые фонды
- 1. Федеральный дорожный фонд
- 2. Дорожные фонды субъектов Российской Федерации
- 3. Муниципальные дорожные фонды.
- 6. Финансовая система Российской Федерации
- 2. Сущность и особенности финансовой деятельности в Российской Федерации перераб.15.09.2011
- Особенности
- Правовые принципы финансовой деятельности в Российской Федерации
- Специальные принципы
- 6. Принцип строгого соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии.
- Функции финансовой деятельности
- Организация, как функция
- Планирование как функция финансовой деятельности
- Прогнозирование как функция финансовой деятельности
- Регулирование как функция финансовой деятельности
- Функция координации
- 3. Методы финансовой деятельности в Российской Федерации
- Правовые формы финансовой деятельности Российской Федерации
- 3. Органы осуществляющие финансовую деятельность в России перераб. 21.09.2011.
- Счетная палата Российской Федерации Председатель Степашин Сергей Вадимович
- Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году
- Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов
- 4.Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов
- 5.Контроль за федеральными внебюджетными фондами
- 6.Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью
- 7. Контроль за банковской системой
- Предоставление информации по запросам Счетной палаты
- Представление Счетной палаты
- Предписание Счетной палаты
- Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок и ревизий
- Комитеты и комиссии Совета Федерации
- Совет Федерации образует:
- Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания
- Комитеты Государственной Думы
- Государственная Дума образует следующие комитеты:
- Комиссии Государственной Думы
- Основными направлениями деятельности Комиссии являются:
- Комиссия имеет право:
- Президент рф Медведев Дмитрий Анатольевич
- Администрация Президента Российской Федерации
- Правительство рф Председатель – Путин Владимир Владимирович
- 2. Через финансово-кредитную систему
- 3. Специально создаваемые учреждения, предприятия, выполняющие функции его агента. Правительство Российской Федерации
- Общие полномочия Правительства Российской Федерации
- Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
- Пример агента Правительства:
- Органы исполнительной власти
- Указ Президента рф от 09.03.2004 n 314 (ред. От 22.06.2010) "о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное министерство:
- Федеральная служба (служба):
- Под функциями по контролю и надзору понимаются:
- Федеральное агентство:
- Постановление Правительства рф от 30.06.2004 n 329 "о министерстве финансов российской федерации"
- По вопросам своей компетенции Минфин России
- Положение о федеральном казначействе (Казначейство России)
- II. Полномочия
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- 1. Осуществляет контроль и надзор за:
- 9. Устанавливает (утверждает) формы документов:
- Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- Организация деятельности
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
- 3. Осуществляет:
- Федеральная служба по финансовым рынкам Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации
- Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности (страхового дела) являются:
- 1) Контроль и надзор за:
- 3) Проведение аттестации страховых актуариев;
- 4) Ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Правительства Российской Федерации.
- Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации
- Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- Банк России выполняет следующие функции:
- Банк развития "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Создан в 2007 году
- Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
- 4. Понятие и значение отрасли российского финансового права 2010.
- 1. Государственной заинтересованности в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.
- 2. Самостоятельного предмета.
- 3. Специфичного метода правового регулирования.
- 1. Государственная заинтересованность в отдельном правовом регулировании финансовых отношений
- 2.Наличие собственного предмета правового регулирования
- 1. Устойчивостью и повторяемостью, что даёт возможность законодателю чётко фиксировать правоотношения субъектов.
- 2. Способностью к внешнему правовому контролю.
- 3. Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства.
- 3. Наличие собственного метода правового регулирования
- В развитии финансового можно видеть следующие наиболее существенные направления.
- 2. Финансовое право в системе отраслей российского права
- Соотношение с другими отраслями права
- 3. Система финансового права Российской Федерации
- 4. Источники финансового права Российской Федерации
- 5. Наука финансового права перераб. 2003
- 1. История развития науки финансового права в России
- 2. Понятие науки и курса финансового права, их соотношение
- 3. Методология науки финансового права
- 4. Задачи науки финансового права
- Понятие и особенности финансово-правовых норм, субъекты финансового права перераб. 2003
- Норма финансового права обладает своими особенностями
- Классификации финансово-правовых норм
- 7. В зависимости от особенностей предмета финансово-правового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
- Действие финансово-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Понятие субъекта финансового права
- Российская Федерация и субъекты рф как субъекты финансового права
- Муниципальные образования как субъекты финансового права
- Понятие финансового правоотношения перераб. 2003
- Элементы финансового правоотношения
- Объект финансового правоотношения.
- 2.) Государство дает субъекту право, посредством реализации которого финансовое правоотношение может быть прекращено односторонним волеизъявлением управомоченного лица.
- Виды финансовых правоотношений
- 1. Понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации
- 2. Виды и органы финансового контроля
- Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
- Права и обязанности резидентов и нерезидентов
- 6. Аудиторский финансовый контроль
- 9. Организационно-правовые формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля Перераб 2010
- I. Формы контроля
- Правоприменительные акты (2 разновидности)
- Правотворческие акты
- Методы финансового контроля
- 4. Вопросы совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в современной России
- 10. Финансы и финансовая деятельность развитых зарубежных стран Перераб 2003
- 11. Финансово-правовая ответственность Перераб 2004
- 1. Понятие финансово-правовой ответственности по российскому праву
- Уголовная
- Гражданская
- Административная
- 2. Финансовое правонарушение и его состав
- 3. Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности
- 1. Бюджетное право российской федерации Перераб 15.09.2011
- 1. Понятие бюджетного права.
- Дефицит. Бюджетная классификация
- 1. К признакам бюджета как экономической категории следует отнести такие характеристики как:
- 2. Материальная характеристика государственного, муниципального бюджета как особого фонда денежных средств обусловлена такими качествами как:
- 3. Политико-правовые (публичные) качества бюджета обусловлены следующими особенностями:
- 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная система рф, ее структура.
- Виды бюджетных прав
- Бюджетные полномочия
- 1. Общие бюджетные полномочия органов всех ото
- 2. Бюджетные полномочия рф и субъектов рф
- 3. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти (статья 7 бк)
- I. Налоговых
- II. Неналоговых видов доходов
- III. За счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
- Распределяются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов рф, муниципальными бюджетами
- II. Бюджеты субъектов рф
- III. Бюджеты муниципальных образований (всё вступает в силу с 1 января 2006 г.)
- 1. Налоговые доходы бюджетов поселений (статья 61 бк).
- 2. Налоговые доходы муниципальных районов (статья 61.1. Бк) и городских округов (статья 61.2. Бк)
- II. К неналоговым доходам относятся:
- 5. Средства самообложения граждан;
- 6. Иные неналоговые доходы.
- III. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
- Межбюджетные трансферты
- I. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (статья 129 бк).
- 3. Финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
- 4. Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
- II. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации Статья 135 бк.
- 3. Иные межбюджетные трансферты;
- III. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов. Статья 142 бк (в силу с 1 янв. 2006г.).
- 1. Финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений в соответствии со статьей 142.1 бк;
- 4. Иные межбюджетные трансферты. Собственные доходы бюджетов (статья 47 бк).
- Расходы бюджетов
- Бюджетные ассигнования
- Обеспечение выполнения функций казённых учреждений;
- 4. Осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- Социальное обеспечение населения;
- Дефицит бюджетов
- Источники финансирования дефицита бюджета
- 2. Бюджетный процесс перераб. 15.09.2011 г. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- I. Стадия бюджетного планирования
- 1. Составление проекта бюджета
- Глава 20. Основы составления проектов бюджетов
- Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
- Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории.
- Планирование бюджетных ассигнований вступают в силу с 01.01.2009 г.
- Глава 21. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
- Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
- Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
- Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
- Статья 196. Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
- II. Стадия исполнения бюджета
- Глава 24. Основы исполнения бюджетов
- III. Стадия отчета об исполнении бюджета составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности российской федерации
- 3) Кода подвида доходов (4 знака)
- 4) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (3 знака).
- Классификация расходов бюджетов (включает 20 знаков)
- 2) Кода раздела (2 знака), подраздела (2 знака), целевой статьи (7 знаков) и вида расходов (3 знака);
- 2) Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
- II. Система государственных и муниципальных доходов
- 2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:
- 5. С учетом отношений собственности можно говорить
- III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов, как институт финансового права.
- I. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- А.) Доходы бюджетов
- 5. Средства самообложения граждан;
- 6. Иные неналоговые доходы. Б.) Доходы внебюджетных фондов
- Особой разновидностью неналоговых доходов являются таможенные пошлины и сборы
- По уплате таможенных платежей существуют льготы:
- II. Государственный и муниципальный кредит и страхование
- Включение обязательного социального страхования в состав финансового института «страхования» обусловлено рядом причин:
- В России страховые фонды создаются различными методами: централизованным и децентрализованным.
- III. Налоговые доходы (налоговое право) Налоги, их понятие и роль
- Понятия пошлины и сбора
- Роль налогов в обществе и государстве
- 5. Платежи за пользование природными ресурсами
- Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
- 2. Кроме того существуют иные обязательные платежи за пользование недрами (в ред. 18.07.2011 г.)
- 1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
- 2. Регулярные платежи за пользование недрами
- 3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)
- Глава 25.2. Водный налог
- Порядок исчисления налога
- Порядок и сроки уплаты налога
- Налоговая декларация
- Глава 31. Земельный налог
- 0,3 Процента в отношении земельных участков:
- Плата за пользование лесным фондом
- I. Арендная плата
- 1. За единицу объема древесины лесных насаждений в рублях за кубический метр и зависят от:
- II. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
- Глава 25.1. Нк «сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» (с 2004 года появился)
- Институт основ правового регулирования банковского кредита и расчётов Перераб. 2010
- Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- 6. Размеры валютного, процентного и иных рисков.
- Правовые основы расчетов
- 2. Формы безналичных расчетов
- 10. Валютный контроль и валютное регулирование
- Правовые основы организации денежной системы и безналичных расчётов
- Глава II. Эмиссия наличных денег
- Денежно-кредитная политика
- Глава III. Расчеты
- 12. Правовые основы становления и развития денежной системы (лекция перераб 2011)
- Реформа 1961 года
- Российский рубль