10. Валютный контроль и валютное регулирование
(перераб 2011.12)
Поскольку финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно с этим являются важным инструментом в механизме их регулирования государством, становление рыночной экономики и в особенности замена прежнего механизма управления экономическими методами хозяйствования практически невозможны без обеспечения должного правового регулирования в сфере отношений с иностранной валютой. Последнее выводит на первый план необходимость обеспечения надлежащего правового регулирования валютного контроля.
В самом общем виде под валютным контролем следует понимать систему, посредством которой государство может регулировать порядок обладания иностранной валютой и проведения операций с ней.
Основной целью формирования указанной системы контроля является направление валютных средств на обеспечение необходимых закупок по импорту и прочие целевые расходы.
По своей природе валютное регулирование и валютный контроль являются административной составляющей механизма осуществления валютной политики любого государства, так же необходимой, как и экономическая составляющая.
Как элемент государственной политики валютное регулирование и валютный контроль связаны с осуществлением государством вмешательства в экономические отношения.
Принципы действующей системы валютного регулирования и валютного контроля существуют в России уже более 15 лет. Они были установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". С вступлением в силу указанного Закона в валютном законодательстве произошли существенные изменения. Некоторые положения Закона о валютном контроле стали применяться с 1 июня 2005 г., иные с 1 января 2007 г., не говоря уже о положениях, которые прекратили действовать с 1 января 2007 г.
Рассматривая правовое регулирование валютного контроля, следует остановиться, прежде всего, на содержании самих понятий "валютный контроль" и "валютное регулирование".
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона о валютном контроле и валютном регулировании его целью является установление правовых основ и принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочий органов валютного регулирования, а также прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, прав и обязанностей нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, прав и обязанностей органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля). То есть в самом общем виде под валютным регулированием следует понимать систему мер, которые осуществляются уполномоченными органами государственной власти направлены на регулирование порядка владения, пользования и, очевидно, в первую очередь - порядка распоряжения валютными ценностями, валютой и т.д.
Рассмотрим подробнее понятие "валютные ценности". К последним рассматриваемый Закон относит:
иностранную валюту (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств),
изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах)
внешние ценные бумаги (ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам).
Законодатель уточнил перечень видов имущества, признаваемых валютными ценностями. По сравнению с Законом 1992 г. этот перечень сокращен. Так, из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Их обращение регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а на операции с ними действие валютного законодательства не распространяется.
После принятия Гражданского кодекса России и Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" некоторые положения Закона 1992 г. вступили в противоречие с этими законодательными актами. Кроме того, нормативные акты Правительства РФ, регулирующие правила продажи мерных слитков драгоценных металлов физическим лицам, позволяют сделать вывод, что драгоценные металлы и драгоценные камни в условиях рыночных отношений приобретают свойства товара. В связи с этим отношение к ним как к валютным ценностям, требующим валютного регулирования, утратило свою актуальность. В современных условиях государству целесообразнее проводить валютную политику в отношении формирования свободного рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Валюта Российской Федерации также не включена в перечень валютных ценностей. В отличие от иностранной валюты она не всегда выступает в качестве объекта валютных отношений. Она становится предметом валютно-правового регулирования, когда соответствующие правоотношения осложнены иностранным элементом (например, субъектом правоотношений является нерезидент).
Статья 140 Гражданского кодекса РФ допускает применение в качестве средства платежа иностранной валюты, случаи и порядок использования которой определяются федеральным законом. В данном случае Закон о валютном регулировании и валютном контроле выступает как специальный Федеральный закон, предметом регулирования которого является, в частности, определение случаев и порядка использования иностранной валюты.
Правовое регулирование порядка расчетов в иностранной валюте подчиняется принципам валютного регулирования, установленным рассматриваемым Законом.
В зависимости от режима международного использования все валюты подразделяются на:
- свободно конвертируемые - валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют какие-либо ограничения на их обращение и которые могут свободно обмениваться на другие иностранные валюты;
- частично конвертируемые - валюты стран, в которых сохраняются различные валютные ограничения (особенно для резидентов) в отношении определенного круга валютных операций;
- неконвертируемые, замкнутые - валюты стран, которые обращаются только в пределах своей страны и не обмениваются на иностранные валюты;
- клиринговые - валюты, согласованные участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных требований и обязательств. В этом случае для ведения международных расчетов государства открывают друг другу счета в какой-либо денежной единице. В рамках клиринговых соглашений предусматривается строгое уравнивание взаимного товарооборота по стоимости;
- международные валюты - используются в международных расчетах и устанавливаются на уровне межправительственных соглашений стран - участников расчетных операций (например, специальные права заимствования евро - в рамках интеграции валютных систем Европы).
Однако вернемся к рассмотрению системы валютного контроля и валютного регулирования в целом. Основу валютного регулирования составляет не только рассматриваемый Закон, но и указанная в нем система органов, которые, собственно, и осуществляют валютное регулирование.
К органам валютного регулирования ст. 5 Закона о валютном контроле и валютном регулировании относит Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Рассматриваемая статья предоставляет Правительству и Центральному банку России право на издание нормативных актов, которые также образуют систему валютного регулирования. Так, среди актов, изданных Правительством Российской Федерации, следует указать Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 166 "О проведении валютных операций Федеральной службой безопасности Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 803 "О проведении валютных операций Федеральным казначейством"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 856 "О проведении валютных операций Министерством иностранных дел Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 203 "О проведении валютных операций Министерством обороны Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 813 "О проведении валютных операций Службой внешней разведки Российской Федерации".
Как указывает рассматриваемая статья, Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Здесь следует указать на Указание Центрального банка от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О Перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"; Указание от 10 декабря 2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж"; Инструкцию от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"; Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций"; Указание от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации".
Анализируя рассмотренные статьи Закона о валютном регулировании, можно сделать вывод о том, что валютное регулирование состоит в установлении порядка осуществления валютных операций на территории Российской Федерации со стороны компетентных органов, каковыми являются Правительство и Центральный банк Российской Федерации. Нормотворческие функции Центрального банка России определены также Федеральным законом N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". Следует отметить, что Конституционный Суд России неоднократно обращался к вопросу о нормотворческих полномочиях Банка России. В Определении от 14 декабря 2000 г. N 268-О Конституционный Суд указал, что статус Банка России установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2); эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения; Конституционный Суд также пришел к выводу, что нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. Данное решение, как отмечено в Определении Конституционного Суда от 10 октября 2002 г. N 260-О, сохраняет свою силу и согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Таково общее содержание валютного регулирования в Российской Федерации. Однако, как правило, регулирование не может быть эффективным без наличия действенной системы контроля за соблюдением норм, установленных в актах, принимаемых указанными органами.
Однако на практике не менее важным является валютный контроль, призванный обеспечивать исполнение требований валютного законодательства. Примечательно, что рассматриваемый Закон о валютном контроле и валютном регулировании дает некоторые нормотворческие права и органам валютного контроля. Так, ст. 4 Закона предусматривает, что органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Также предусматривается, что акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
К органам валютного контроля ст. 22 Закона причисляет Центральный банк России, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. В числе последних следует в первую очередь указать Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), действующую на основе Постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора", Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора". Следует обратить внимание, что само Правительство Российской Федерации хотя и осуществляет валютный контроль, но не является органом валютного контроля. В то же время Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля и органов валютного контроля с Банком России. Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 "О Правительстве Российской Федерации".
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. К полномочиям Росфиннадзора относятся:
1) осуществление контроля и надзора:
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
2) осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на службу функций;
3) осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
4) осуществление в рамках своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) представление в установленном порядке в судебных органах права и законных интересов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
6) обеспечение мобилизационной подготовки службы, а также контроля и координации деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
7) организация профессиональной подготовки работников службы, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки;
8) осуществление в установленном порядке сбора, накопления и обработки отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;
9) обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;
10) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности службы.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральной службе финансово-бюджетного надзора предоставлено право:
1) проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
2) проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
3) направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
4) осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
5) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам;
6) заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
7) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
8) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
9) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций;
10) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
11) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов.
Кроме федерального органа, осуществляющего валютный контроль, Закон выделяет также агентов валютного контроля. К последним относятся:
- уполномоченные банки, подотчетные Банку России. Последние при совершении валютных операций со своими клиентами выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями. То есть банк является агентом валютного контроля и осуществляет контроль за валютными операциями своих клиентов. Следовательно, для перевода иностранной валюты на счет третьего лица, например, клиент вступает со своим банком одновременно в гражданские и публичные правоотношения. Банк как агент валютного контроля потребует у своего клиента представления определенных Законом документов и информации и только при наличии необходимых документов и информации исполнит поручение на перевод денежных средств в иностранной валюте. В противном случае банк должен отказать клиенту в исполнении его поручения на перевод денежных средств. При этом в случае отказа в исполнении поручения по причине непредставления соответствующего документа банк не связан нормой ст. 849 ГК РФ, устанавливающей его обязанность по перечислению денежных средств не позже дня, следующего за днем поступления в банк платежного поручения, и, соответственно, к банку неприменима ответственность, установленная ст. 866 ГК РФ за неправомерное удержание средств и неисполнение поручения клиента.
Следует напомнить, что согласно Федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" к профессиональным участникам рынка ценных бумаг отнесены брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг. В то же время высказывается мнение, что такое наделение хозяйствующих субъектов несвойственными им функциями по государственному контролю представляется весьма спорным, в частности потому, что ограничения на операции с ценными бумагами, устанавливаемые Законом, распространяются и на самих участников рынка ценных бумаг. Следовательно, они вынуждены будут осуществлять контрольные функции по отношению к самим себе:
- государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;
- Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;
- территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
- территориальные органы Федеральной налоговой службы России в пределах компетенции налоговых органов. Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.
В целях осуществления валютного контроля агентам валютного контроля в пределах своей компетенции предоставлено право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
12) паспорт сделки;
13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что агенты валютного контроля вправе требовать представления исключительно тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки имеют право отказать в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании п. п. 2, 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.
Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. При наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, органы и агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, определенную действующим законодательством информацию, в частности:
- в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
- в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля, 30 октября 2007 г., 22 июля 2008 г.).
2. Вострикова Л.Г. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Деловой мир, 2009.
3. Чалов А.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.
Т.Х.Парсамян
Юрист
ООО "Внешгенаудит"
- 1. Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система
- 2. Контрольная и распределительная функции финансов
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- 1. Неналоговые доходы:
- 2. Безвозмездные поступления:
- Специальные бюджетные фонды
- I. Межбюджетных трансфертов
- II. Резервные фонды
- III. Инвестиционный фонд.
- IV. Отраслевые фонды
- 1. Федеральный дорожный фонд
- 2. Дорожные фонды субъектов Российской Федерации
- 3. Муниципальные дорожные фонды.
- 6. Финансовая система Российской Федерации
- 2. Сущность и особенности финансовой деятельности в Российской Федерации перераб.15.09.2011
- Особенности
- Правовые принципы финансовой деятельности в Российской Федерации
- Специальные принципы
- 6. Принцип строгого соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии.
- Функции финансовой деятельности
- Организация, как функция
- Планирование как функция финансовой деятельности
- Прогнозирование как функция финансовой деятельности
- Регулирование как функция финансовой деятельности
- Функция координации
- 3. Методы финансовой деятельности в Российской Федерации
- Правовые формы финансовой деятельности Российской Федерации
- 3. Органы осуществляющие финансовую деятельность в России перераб. 21.09.2011.
- Счетная палата Российской Федерации Председатель Степашин Сергей Вадимович
- Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году
- Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов
- 4.Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов
- 5.Контроль за федеральными внебюджетными фондами
- 6.Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью
- 7. Контроль за банковской системой
- Предоставление информации по запросам Счетной палаты
- Представление Счетной палаты
- Предписание Счетной палаты
- Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок и ревизий
- Комитеты и комиссии Совета Федерации
- Совет Федерации образует:
- Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания
- Комитеты Государственной Думы
- Государственная Дума образует следующие комитеты:
- Комиссии Государственной Думы
- Основными направлениями деятельности Комиссии являются:
- Комиссия имеет право:
- Президент рф Медведев Дмитрий Анатольевич
- Администрация Президента Российской Федерации
- Правительство рф Председатель – Путин Владимир Владимирович
- 2. Через финансово-кредитную систему
- 3. Специально создаваемые учреждения, предприятия, выполняющие функции его агента. Правительство Российской Федерации
- Общие полномочия Правительства Российской Федерации
- Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
- Пример агента Правительства:
- Органы исполнительной власти
- Указ Президента рф от 09.03.2004 n 314 (ред. От 22.06.2010) "о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное министерство:
- Федеральная служба (служба):
- Под функциями по контролю и надзору понимаются:
- Федеральное агентство:
- Постановление Правительства рф от 30.06.2004 n 329 "о министерстве финансов российской федерации"
- По вопросам своей компетенции Минфин России
- Положение о федеральном казначействе (Казначейство России)
- II. Полномочия
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- 1. Осуществляет контроль и надзор за:
- 9. Устанавливает (утверждает) формы документов:
- Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- Организация деятельности
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
- 3. Осуществляет:
- Федеральная служба по финансовым рынкам Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации
- Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности (страхового дела) являются:
- 1) Контроль и надзор за:
- 3) Проведение аттестации страховых актуариев;
- 4) Ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Правительства Российской Федерации.
- Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации
- Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- Банк России выполняет следующие функции:
- Банк развития "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Создан в 2007 году
- Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
- 4. Понятие и значение отрасли российского финансового права 2010.
- 1. Государственной заинтересованности в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.
- 2. Самостоятельного предмета.
- 3. Специфичного метода правового регулирования.
- 1. Государственная заинтересованность в отдельном правовом регулировании финансовых отношений
- 2.Наличие собственного предмета правового регулирования
- 1. Устойчивостью и повторяемостью, что даёт возможность законодателю чётко фиксировать правоотношения субъектов.
- 2. Способностью к внешнему правовому контролю.
- 3. Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства.
- 3. Наличие собственного метода правового регулирования
- В развитии финансового можно видеть следующие наиболее существенные направления.
- 2. Финансовое право в системе отраслей российского права
- Соотношение с другими отраслями права
- 3. Система финансового права Российской Федерации
- 4. Источники финансового права Российской Федерации
- 5. Наука финансового права перераб. 2003
- 1. История развития науки финансового права в России
- 2. Понятие науки и курса финансового права, их соотношение
- 3. Методология науки финансового права
- 4. Задачи науки финансового права
- Понятие и особенности финансово-правовых норм, субъекты финансового права перераб. 2003
- Норма финансового права обладает своими особенностями
- Классификации финансово-правовых норм
- 7. В зависимости от особенностей предмета финансово-правового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
- Действие финансово-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Понятие субъекта финансового права
- Российская Федерация и субъекты рф как субъекты финансового права
- Муниципальные образования как субъекты финансового права
- Понятие финансового правоотношения перераб. 2003
- Элементы финансового правоотношения
- Объект финансового правоотношения.
- 2.) Государство дает субъекту право, посредством реализации которого финансовое правоотношение может быть прекращено односторонним волеизъявлением управомоченного лица.
- Виды финансовых правоотношений
- 1. Понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации
- 2. Виды и органы финансового контроля
- Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
- Права и обязанности резидентов и нерезидентов
- 6. Аудиторский финансовый контроль
- 9. Организационно-правовые формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля Перераб 2010
- I. Формы контроля
- Правоприменительные акты (2 разновидности)
- Правотворческие акты
- Методы финансового контроля
- 4. Вопросы совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в современной России
- 10. Финансы и финансовая деятельность развитых зарубежных стран Перераб 2003
- 11. Финансово-правовая ответственность Перераб 2004
- 1. Понятие финансово-правовой ответственности по российскому праву
- Уголовная
- Гражданская
- Административная
- 2. Финансовое правонарушение и его состав
- 3. Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности
- 1. Бюджетное право российской федерации Перераб 15.09.2011
- 1. Понятие бюджетного права.
- Дефицит. Бюджетная классификация
- 1. К признакам бюджета как экономической категории следует отнести такие характеристики как:
- 2. Материальная характеристика государственного, муниципального бюджета как особого фонда денежных средств обусловлена такими качествами как:
- 3. Политико-правовые (публичные) качества бюджета обусловлены следующими особенностями:
- 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная система рф, ее структура.
- Виды бюджетных прав
- Бюджетные полномочия
- 1. Общие бюджетные полномочия органов всех ото
- 2. Бюджетные полномочия рф и субъектов рф
- 3. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти (статья 7 бк)
- I. Налоговых
- II. Неналоговых видов доходов
- III. За счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
- Распределяются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов рф, муниципальными бюджетами
- II. Бюджеты субъектов рф
- III. Бюджеты муниципальных образований (всё вступает в силу с 1 января 2006 г.)
- 1. Налоговые доходы бюджетов поселений (статья 61 бк).
- 2. Налоговые доходы муниципальных районов (статья 61.1. Бк) и городских округов (статья 61.2. Бк)
- II. К неналоговым доходам относятся:
- 5. Средства самообложения граждан;
- 6. Иные неналоговые доходы.
- III. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
- Межбюджетные трансферты
- I. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (статья 129 бк).
- 3. Финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
- 4. Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
- II. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации Статья 135 бк.
- 3. Иные межбюджетные трансферты;
- III. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов. Статья 142 бк (в силу с 1 янв. 2006г.).
- 1. Финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений в соответствии со статьей 142.1 бк;
- 4. Иные межбюджетные трансферты. Собственные доходы бюджетов (статья 47 бк).
- Расходы бюджетов
- Бюджетные ассигнования
- Обеспечение выполнения функций казённых учреждений;
- 4. Осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- Социальное обеспечение населения;
- Дефицит бюджетов
- Источники финансирования дефицита бюджета
- 2. Бюджетный процесс перераб. 15.09.2011 г. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- I. Стадия бюджетного планирования
- 1. Составление проекта бюджета
- Глава 20. Основы составления проектов бюджетов
- Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
- Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории.
- Планирование бюджетных ассигнований вступают в силу с 01.01.2009 г.
- Глава 21. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
- Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
- Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
- Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
- Статья 196. Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
- II. Стадия исполнения бюджета
- Глава 24. Основы исполнения бюджетов
- III. Стадия отчета об исполнении бюджета составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности российской федерации
- 3) Кода подвида доходов (4 знака)
- 4) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (3 знака).
- Классификация расходов бюджетов (включает 20 знаков)
- 2) Кода раздела (2 знака), подраздела (2 знака), целевой статьи (7 знаков) и вида расходов (3 знака);
- 2) Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
- II. Система государственных и муниципальных доходов
- 2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:
- 5. С учетом отношений собственности можно говорить
- III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов, как институт финансового права.
- I. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- А.) Доходы бюджетов
- 5. Средства самообложения граждан;
- 6. Иные неналоговые доходы. Б.) Доходы внебюджетных фондов
- Особой разновидностью неналоговых доходов являются таможенные пошлины и сборы
- По уплате таможенных платежей существуют льготы:
- II. Государственный и муниципальный кредит и страхование
- Включение обязательного социального страхования в состав финансового института «страхования» обусловлено рядом причин:
- В России страховые фонды создаются различными методами: централизованным и децентрализованным.
- III. Налоговые доходы (налоговое право) Налоги, их понятие и роль
- Понятия пошлины и сбора
- Роль налогов в обществе и государстве
- 5. Платежи за пользование природными ресурсами
- Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
- 2. Кроме того существуют иные обязательные платежи за пользование недрами (в ред. 18.07.2011 г.)
- 1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
- 2. Регулярные платежи за пользование недрами
- 3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)
- Глава 25.2. Водный налог
- Порядок исчисления налога
- Порядок и сроки уплаты налога
- Налоговая декларация
- Глава 31. Земельный налог
- 0,3 Процента в отношении земельных участков:
- Плата за пользование лесным фондом
- I. Арендная плата
- 1. За единицу объема древесины лесных насаждений в рублях за кубический метр и зависят от:
- II. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
- Глава 25.1. Нк «сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» (с 2004 года появился)
- Институт основ правового регулирования банковского кредита и расчётов Перераб. 2010
- Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- 6. Размеры валютного, процентного и иных рисков.
- Правовые основы расчетов
- 2. Формы безналичных расчетов
- 10. Валютный контроль и валютное регулирование
- Правовые основы организации денежной системы и безналичных расчётов
- Глава II. Эмиссия наличных денег
- Денежно-кредитная политика
- Глава III. Расчеты
- 12. Правовые основы становления и развития денежной системы (лекция перераб 2011)
- Реформа 1961 года
- Российский рубль