Единство системы государственной власти Российской Федерации. Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения
Государственная власть является сложной многокомпонентной системой, отдельные элементы которой обязательно должны быть объединены в целостность, без чего невозможно само существование государственной власти. Именно поэтому в историко-правовой и теоретической литературе (Платон, Аристотель и др.) единство государственной власти рассматривалось как объективное необходимое ее свойство, величайшая социальная ценность, подлежащая безусловной охране. Посредством этого свойства государственной власти обеспечивается особый характер взаимосвязей всех ее элементов государственной власти, поддерживающий ее целостность.
Единство государственной власти — одно из важнейших проявлений ее системного характера, выражающее, во-первых, совместимость компонентов государственной власти, во-вторых, особый характер существующих между ними отношений, обусловливающих ее целостность.
Можно выделить две различные трактовки единства государственной власти. Первая опирается на тоталитарное понимание государства и включает многообразные насильственные способы организации и осуществления государственной власти, характерные для неразвитых или относительно не развитых ее состояний. Жесткая централизация и концентрация власти с этой точки зрения есть единственный способ обеспечения ее единства. Такая трактовка традиционна для нашей страны, в которой единство царской самодержавной и советской власти обеспечивалось жестким и безусловным соподчинением органов власти по вертикали, что исключало автономию нижестоящих органов и создавало возможность для немедленного применения насилия.
Вторая трактовка единства государственной власти опирается на признание рационально организованной (разумной) свободы субъектов властеотношений, объективной необходимости деконцентрации и децентрализации государственной власти.
В общественном сознании россиян обе трактовки единства государственной власти находят свое яркое выражение. Одни видят нарушение единства государственной власти в попытках провести любую деконцентрацию или децентрализацию власти, опасаясь усиления роли субъектов РФ в осуществлении государственной власти, что, по их мнению, может привести к распаду Российского государства. Другие настаивают на тезисе о том, что подлинное единство народов и субъектов РФ может быть основано только на свободе, осуществляемой в рамках рациональной (разумной) организации государственной власти.
Исторически единство государственной власти понималось и реализовывалось различными способами, каждый из которых складывался в конкретных исторических условиях и в той или иной форме сохраняет свое действие и в современных условиях. К ним можно отнести:
1. Иерархический способ обеспечения единства государственной власти (система строгого и безусловного соподчинения органов государства сверху вниз). Этот способ характерен для неразвитых состояний власти и сохраняет свое значение как частный компонент современных систем государственной власти, используемый в достаточно ограниченных формах.
2. Обеспечение единства государственной власти через приоритет одной из властей. Такой способ обеспечения единства государственной власти был обоснован Д. Локком. В системе государственной власти он выделял законодательную, исполнительную и федеральную власти и обосновывал необходимость подчинения исполнительной и федеральной ветвей власти законодательной в целях обеспечения единства и целостности всей системы государственной власти. Указанный способ распространен в государствах с парламентской формой правления.
3. Обеспечение единства государственной власти через создание системы сдержек и противовесов между разделенными ветвями государственной власти, в рамках которой каждая власть связана с другой таким образом, что ни одна из них не может подавлять другую, не может осуществлять своих задач без взаимодействия с остальными. Такой способ обеспечения единства государственной власти в свое время был разработан Ш.Л. Монтескье в обширном труде «О духе законов» и получил свое практическое осуществление в США и ряде других стран.
Единство государственной власти может быть обеспечено также при сохранении его демократической сути через подчинение всех властей закону, выражающему право. Этим же способом, но используемым в качестве дополнительного средства, может быть обеспечено единство государственной власти в тоталитарном государстве, применяющем закон, не выражающий право.
Принципиальное значение имеет проблема центра власти. В системе любой государственной власти должен быть центр власти, символизирующий ее единство. В системе разделения властей, предложенной, например, Г. Гегелем, эту роль выполняет власть государя, который, являясь выражением вершины власти, сохраняет целостность и единство государственной власти.
Каждый из названных способов обеспечения единства государственной власти имеет много вариантов своего конкретного выражения в законодательстве различных стран и практического осуществления.
Условием обеспечения единства государственной власти является надлежащая организация взаимодействия разделенных властей на всех уровнях осуществления государственной власти.
Разновидностью упрощенного представления о разделении властей является сведение их состава и взаимоотношений к простой схеме: государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Взаимоотношения между ними строятся в соответствии с принципом «сдержек и противовесов». Однако даже классики теории разделения властей каждый по-своему определяли состав властей. (Например, Д. Локк исходил из того, что есть три власти: родительская — вытекающая из природы; политическая — основанная на согласии, оформляемая договором; деспотическая — основанная на узурпации власти и насилии и, следовательно, не являющаяся политической. Собственно государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и федеральную. Условием обеспечения единства власти является приоритет законодательной власти перед другими.
Ш.Л. Монтескье выделял в системе разделения властей законодательную, исполнительную и судебную, а способом обеспечения их единства считал организацию особого порядка взаимоотношений между ними, в рамках которого каждая власть «обречена» на взаимодействие с другой, без чего не может действовать сама. В основу этого порядка положена система «сдержек и противовесов», обеспечивающая надлежащее взаимодействие властей. Гегель выделял законодательную власть (устанавливать всеобщее), правительственную власть (подводить особенное под всеобщее), власть государя, центр и вершину власти — гарант целостности и сохранения государства. Взаимоотношения властей должны строиться по принципу рационально организованной системы, в которой каждая власть осуществляет свои задачи, может действовать.
Определение состава разделенных властей и способа их взаимоотношений, обеспечивающего их необходимое единство, должно отражать историческую практику каждого государства.
Единство системы государственной власти Российской Федерации в действующей Конституции Российской Федерации закреплено своеобразно.
Во-первых, в системе юридического закрепления единства государственной власти в Российской Федерации важнейшее значение имеет верховенство Конституции Российской Федерации на всем правовом пространстве России, закрепленное в ст. 15 Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах ее субъектов.
Во-вторых, через закрепление исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также через закрепление единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) по предметам совместного ведения Российской Федерации (ст. 77 Конституции России).
В-третьих, на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ единство государственной власти призвана осуществлять система сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, сочетаемая с приоритетом исполнительной власти перед законодательной властью.
- Российская академия государственной службы
- Введение
- Раздел I
- 2.Роль государства в жизни общества
- 3.Государственная власть
- Система государственной власти, ее правовая основа и юридическое закрепление
- Взаимосвязь государственной власти
- И государственного управления. Понятие и сущностная
- Основа взаимосвязи государственной власти
- И государственного управления
- Взаимодействие государственной власти и государственного управления через право, закон, нормативную юридическую систему
- Единство системы государственной власти Российской Федерации. Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения
- Основные тенденции развития государственной власти в современном мире
- 4.Функции государства. Функции современного российского государства
- 5.Механизм государства. Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы
- Характеристика и соотношение понятий «государство», «государственный аппарат» и «государственная служба»
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава II Форма государства
- 1.Понятие формы государства
- 2.Форма правления: понятие и виды
- 3.Форма государственного устройства: понятие и виды
- Унитарное государство
- Современные черты унитарного государства
- Федеративное государство
- Сложное государство
- Основные отличия конфедерации от федерации
- 4.Государственный (политический) режим: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIii Правовое и социальное государство
- 1.Понятие и признаки правового государства
- 2.Социальные функции государства в истории его развития. Понятие «социальное государство»
- Контрольные вопросы
- 2.Право в системе социальных норм
- Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов.
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава V Источники (формы) права
- 1.Определение форм и источников права, их соотношение
- 2.Виды форм права
- 3.Судебный прецедент. Судебная практика
- 4.Нормативные правовые акты
- Виды нормативных правовых актов
- 5.Нормативный договор как форма права
- 6.Иные виды форм права
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VI Норма права
- 1.Понятие нормы права
- 2.Структура нормы права
- 3.Виды норм права
- Контрольные вопросы
- Предмет и метод правового регулирования
- 2.Публичное и частное право. Основные отрасли российского права Публичное и частное право
- Основные отрасли российского права
- Соотношение национального и международного права
- Контрольные вопросы и задания
- Список литературы
- Глава VIII Правотворчество
- 1.Правотворчество и процесс образования права. Виды правотворчества
- Виды правотворчества
- 2.Законодательный процесс, его содержание и стадии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIx Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- 1.Характеристика правомерного и противоправного поведения
- 2.Основные признаки (юридический состав) правонарушения
- 3.Виды правонарушений
- 4.Понятие и виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваX Законность, порядок, общественный порядок
- 1.Законность и правопорядок в системе политико-правовых ценностей современной правовой жизни
- Законность и правопорядок в правовом государстве
- 2.Законность и ее признаки
- 3.Основные принципы (требования) законности
- Законность, целесообразность, справедливость
- Контрольные вопросы
- 2.Общая характеристика отдельных правовых систем
- 3.Развитие системы права в России
- 4.Международное право как особая правовая система.
- Субъекты международного права
- Нормы и принципы современного международного права
- Источники норм международного права
- Международный договор – основной источник международного права
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Раздел II
- 2.Понятие и значение Конституции России
- Контрольные вопросы
- Глава II Россия как федеративное государство
- 1.Конституционные принципы государственного устройства Российской Федерации
- 2.Договорное регулирование федеративных отношений
- 3.Вопросы статуса субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIii Система государственных органов Российской Федерации
- 1.Президент Российской Федерации
- 2.Федеральное Собрание Российской Федерации
- 3.Правительство Российской Федерации
- 4.Организация государственной власти в субъектах Федерации
- Законодательные собрания субъектов Российской Федерации
- Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- 5.Судебная власть Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава IV Основы гражданского права Российской Федерации
- 1.Предмет, метод и принципы гражданского права
- 2.Основные источники гражданского права
- 3.Гражданское правоотношение: понятие, субъекты, содержание, объекты
- Виды правоотношений
- Сделки и другие основания правоотношения
- 4.Граждане как субъекты гражданского права
- 5.Юридические лица и публично-правовые образования как субъекты гражданского права
- Права участников (учредителей) на имущество юридического лица
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава V Общие положения об обязательствах в Российской Федерации
- 1.Понятие гражданско-правового обязательства. Виды обязательств
- 2.Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств
- 3.Ответственность за нарушение обязательств
- 4.Прекращение обязательств
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VI Основы трудового права Российской Федерации
- 1.Трудовое право: понятие, предмет, метод и основные источники
- 2.Трудовые правоотношения
- 3.Трудовой договор
- Контрольные вопросы
- Понятие и классификация государственных должностей и государственных служащих
- Права государственного служащего
- Основные обязанности государственного служащего
- Сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
- Прохождение государственной службы
- 2.Законность как основа профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих
- 3.Нормативно-правовые акты в области информации для государственной службы
- Государственный служащий как потребитель информации
- 4. Правовые основы защиты государственной тайны и другой информации ограниченного доступа
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VIII Основы уголовного права Российской Федерации
- 1.Уголовное право: понятие, система
- 2.Задачи и принципы уголовного права
- 3.Уголовный закон: понятие, структура
- 4.Преступление: признаки, состав, виды
- 5.Понятие уголовной ответственности
- Контрольные вопросы
- 2.Правовые экологические требования
- 3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Сожержание
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84