Сложное государство
В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной действительности отдельных их видов.
Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации.
Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и конфедерацию.
Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.
Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австрией и Венгрией. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.
Империя — сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса, и империя представляет собой унитарное государство. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние, присоединение одного государства к другому) — последние виды уний рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией — присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 г.
Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение) — постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей, при котором входящие в союз государства сохраняют свою международную правосубъектность. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве.
Конфедерация — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
Как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, конфедерация в настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) расспались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.
Наиболее известны две конфедерации — североамериканская и швейцарская.
Признаки, характерные для конфедерации:
1. Договорная форма образования. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии чаще всего рассматривается как подрывающая целостность государства, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее, т. е. никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
4. Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.
6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
13. В конфедерации нет союзного гражданства.
14. В конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.
Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г. С 1958 по 1961 г.г. конфедерацию составляли Египет и Сирия, а с 1982 по 1988 г. — Гамбия и Сенегал. Опыт истории конфедераций свидетельствует, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства Как уже было сказано ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виде нет. Вместе с тем единственной конфедерацией в современном мире называют Европейский Союз (ЕС).
Европейский союз — межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства, возникшее в 1993 г., на базе Европейских сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств — членов Европейского сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он дополнен соответствующими протоколами и заявлениями по различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС основано на договоре, совместной внешней политике и политике в области международной безопасности, а так же на сотрудничестве во внутренней и правовой политике. Целями ЕС являются:
— образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза и создание единой валюты;
— утверждение собственной идентичности в международной сфере, путем проведения совместной внешней политики; политики в области безопасности и оборонной политики;
— развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
— сохранение и приумножение общего достояния.
— Органами ЕС являются: Европейский Совет, Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Европейская комиссия, Европейский суд.
Содружество государств — это весьма редкое, достаточно аморфное, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.
Объединяющие их признаки могут касаться:
— экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица);
— права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина);
— языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства);
— культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогашением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов);
— религии.
Таблица 1
- Российская академия государственной службы
- Введение
- Раздел I
- 2.Роль государства в жизни общества
- 3.Государственная власть
- Система государственной власти, ее правовая основа и юридическое закрепление
- Взаимосвязь государственной власти
- И государственного управления. Понятие и сущностная
- Основа взаимосвязи государственной власти
- И государственного управления
- Взаимодействие государственной власти и государственного управления через право, закон, нормативную юридическую систему
- Единство системы государственной власти Российской Федерации. Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения
- Основные тенденции развития государственной власти в современном мире
- 4.Функции государства. Функции современного российского государства
- 5.Механизм государства. Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы
- Характеристика и соотношение понятий «государство», «государственный аппарат» и «государственная служба»
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава II Форма государства
- 1.Понятие формы государства
- 2.Форма правления: понятие и виды
- 3.Форма государственного устройства: понятие и виды
- Унитарное государство
- Современные черты унитарного государства
- Федеративное государство
- Сложное государство
- Основные отличия конфедерации от федерации
- 4.Государственный (политический) режим: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIii Правовое и социальное государство
- 1.Понятие и признаки правового государства
- 2.Социальные функции государства в истории его развития. Понятие «социальное государство»
- Контрольные вопросы
- 2.Право в системе социальных норм
- Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов.
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава V Источники (формы) права
- 1.Определение форм и источников права, их соотношение
- 2.Виды форм права
- 3.Судебный прецедент. Судебная практика
- 4.Нормативные правовые акты
- Виды нормативных правовых актов
- 5.Нормативный договор как форма права
- 6.Иные виды форм права
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VI Норма права
- 1.Понятие нормы права
- 2.Структура нормы права
- 3.Виды норм права
- Контрольные вопросы
- Предмет и метод правового регулирования
- 2.Публичное и частное право. Основные отрасли российского права Публичное и частное право
- Основные отрасли российского права
- Соотношение национального и международного права
- Контрольные вопросы и задания
- Список литературы
- Глава VIII Правотворчество
- 1.Правотворчество и процесс образования права. Виды правотворчества
- Виды правотворчества
- 2.Законодательный процесс, его содержание и стадии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIx Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- 1.Характеристика правомерного и противоправного поведения
- 2.Основные признаки (юридический состав) правонарушения
- 3.Виды правонарушений
- 4.Понятие и виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваX Законность, порядок, общественный порядок
- 1.Законность и правопорядок в системе политико-правовых ценностей современной правовой жизни
- Законность и правопорядок в правовом государстве
- 2.Законность и ее признаки
- 3.Основные принципы (требования) законности
- Законность, целесообразность, справедливость
- Контрольные вопросы
- 2.Общая характеристика отдельных правовых систем
- 3.Развитие системы права в России
- 4.Международное право как особая правовая система.
- Субъекты международного права
- Нормы и принципы современного международного права
- Источники норм международного права
- Международный договор – основной источник международного права
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Раздел II
- 2.Понятие и значение Конституции России
- Контрольные вопросы
- Глава II Россия как федеративное государство
- 1.Конституционные принципы государственного устройства Российской Федерации
- 2.Договорное регулирование федеративных отношений
- 3.Вопросы статуса субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIii Система государственных органов Российской Федерации
- 1.Президент Российской Федерации
- 2.Федеральное Собрание Российской Федерации
- 3.Правительство Российской Федерации
- 4.Организация государственной власти в субъектах Федерации
- Законодательные собрания субъектов Российской Федерации
- Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- 5.Судебная власть Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава IV Основы гражданского права Российской Федерации
- 1.Предмет, метод и принципы гражданского права
- 2.Основные источники гражданского права
- 3.Гражданское правоотношение: понятие, субъекты, содержание, объекты
- Виды правоотношений
- Сделки и другие основания правоотношения
- 4.Граждане как субъекты гражданского права
- 5.Юридические лица и публично-правовые образования как субъекты гражданского права
- Права участников (учредителей) на имущество юридического лица
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава V Общие положения об обязательствах в Российской Федерации
- 1.Понятие гражданско-правового обязательства. Виды обязательств
- 2.Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств
- 3.Ответственность за нарушение обязательств
- 4.Прекращение обязательств
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VI Основы трудового права Российской Федерации
- 1.Трудовое право: понятие, предмет, метод и основные источники
- 2.Трудовые правоотношения
- 3.Трудовой договор
- Контрольные вопросы
- Понятие и классификация государственных должностей и государственных служащих
- Права государственного служащего
- Основные обязанности государственного служащего
- Сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
- Прохождение государственной службы
- 2.Законность как основа профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих
- 3.Нормативно-правовые акты в области информации для государственной службы
- Государственный служащий как потребитель информации
- 4. Правовые основы защиты государственной тайны и другой информации ограниченного доступа
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VIII Основы уголовного права Российской Федерации
- 1.Уголовное право: понятие, система
- 2.Задачи и принципы уголовного права
- 3.Уголовный закон: понятие, структура
- 4.Преступление: признаки, состав, виды
- 5.Понятие уголовной ответственности
- Контрольные вопросы
- 2.Правовые экологические требования
- 3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Сожержание
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84