2.Законодательный процесс, его содержание и стадии
Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Характерными чертами такого процесса в России являются дальнейшее укрепление демократических основ создания правовых норм, гласности и профессионализма, учет общественного мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению.
Первый этап правотворчества — предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта). Этот этап начинается с принятия решения о подготовке проекта и находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения Правительству РФ либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента РФ, Правительства РФ, других органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы.
Вторая стадия законодательного процесса — предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. Прежде всего, определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, суть вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования.
Проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.
На данном этапе осуществляется сбор информации о действующем законодательстве по теме проекта, анализируется его состояние, практика применения. Разработка проектов без увязки с действующими актами усугубляет и без того уже довольно разбалансированную и внутреннюю противоречивость законодательства. Вот почему по каждому проекту перед началом его разработки целесообразно готовить справку о действующем нормативном материале по соответствующему вопросу. Велика польза сбора сведений о зарубежном законодательстве по теме проекта.
Анализ состояния законодательства по проблемам, относящимся к теме проекта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, экологические и другие, а также возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки и т.п.
На начальной стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач, достижение требуемых результатов, а также устранение недостатков действующего по данному вопросу законодательства. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима разработка его научной концепции.
Следующая стадия — подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.
В подготовке проектов обязательно участие юридических подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект. Это обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.
Все законопроекты обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии.
Подготовленные проекты подвергаются всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе, призванной способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.
Важнейшие проекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. Повысить действенность всенародных обсуждений могла бы, в частности, публикация в печати не только самого проекта, но и комментариев к нему, интервью по наиболее актуальным и острым вопросам, затрагиваемым в проекте. Очень важно обеспечить максимальный учет предложений, высказываемых в ходе обсуждения. Должен быть отлажен механизм учета и анализа поступающих предложений.
После проработки замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется.
Второй этап правотворческой процедуры начинается с работы, осуществляемой непосредственно правотворческим органом.
Второй этап — это возведение государственной воли в закон, т. е. придание ей формы. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в законодательный орган. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции. Так, например, в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Правительство РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения.
Проект закона представляется в Государственную Думу вместе с объяснительной запиской, содержащей обоснование необходимости его принятия, развернутую характеристику целей, задач и основных положений будущего закона и его места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых последствий его применения. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование. Прилагается справка о том, какие акты потребуется изменить, дополнить или отменить при принятии нового закона.
Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, — включение проекта в повестку дня заседания. Затем идет обсуждение и официальное принятие проекта.
Законопроекты рассматриваются, как правило, в трех чтениях, если законодательным органом, применительно к конкретному проекту, не будет принято иное решение. Такая практика позволяет детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.
При первом чтении законопроекта заслушиваются доклад инициатора законопроекта и содоклад ответственного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для всенародного обсуждения. В случае принятия закона в первом чтении обычно устанавливается срок его подготовки ко второму чтению.
Внесенные поправки к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляется ответственным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.
При втором чтении с докладом выступает председатель или заместитель ответственного комитета. Он сообщает о поступивших поправках и об отношении к ним комитета. Обсуждение проводится постатейно, по разделам и в целом.
В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.
На голосование ставятся отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Статья (раздел или глава) принимается за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
После обсуждения всех поправок, статей (разделов или глав) проект утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов четко устанавливается регламентами законодательного органа.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрена процедура третьего чтения. В соответствии с Регламентом Государственной Думы, принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статям, главам, разделам. Проект может быть принят только целиком.
В Регламенте Государственной Думы предусмотрен порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом РФ.
В принятии закона в Федеральном Собрании Российской Федерации участвует также и вторая палата — Совет Федерации. Для некоторых законов ее участие является обязательным (например, о ратификации и денонсации международных договоров), а для остальных — факультативное. Так, если Совет Федерации в течение 14 дней не принял закон к рассмотрению, это расценивается как молчаливое согласие и закон передается на подпись Президенту РФ.
Официальное опубликование принятого закона — заключительная стадия законодательного процесса. Опубликование осуществляется в специальных органах. Так, например, федеральные конституционные и федеральные законы публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, Российской газете и Парламентской газете.
Опубликование является условием действия законов (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты местных органов самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах.
- Российская академия государственной службы
- Введение
- Раздел I
- 2.Роль государства в жизни общества
- 3.Государственная власть
- Система государственной власти, ее правовая основа и юридическое закрепление
- Взаимосвязь государственной власти
- И государственного управления. Понятие и сущностная
- Основа взаимосвязи государственной власти
- И государственного управления
- Взаимодействие государственной власти и государственного управления через право, закон, нормативную юридическую систему
- Единство системы государственной власти Российской Федерации. Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения
- Основные тенденции развития государственной власти в современном мире
- 4.Функции государства. Функции современного российского государства
- 5.Механизм государства. Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы
- Характеристика и соотношение понятий «государство», «государственный аппарат» и «государственная служба»
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава II Форма государства
- 1.Понятие формы государства
- 2.Форма правления: понятие и виды
- 3.Форма государственного устройства: понятие и виды
- Унитарное государство
- Современные черты унитарного государства
- Федеративное государство
- Сложное государство
- Основные отличия конфедерации от федерации
- 4.Государственный (политический) режим: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIii Правовое и социальное государство
- 1.Понятие и признаки правового государства
- 2.Социальные функции государства в истории его развития. Понятие «социальное государство»
- Контрольные вопросы
- 2.Право в системе социальных норм
- Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов.
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава V Источники (формы) права
- 1.Определение форм и источников права, их соотношение
- 2.Виды форм права
- 3.Судебный прецедент. Судебная практика
- 4.Нормативные правовые акты
- Виды нормативных правовых актов
- 5.Нормативный договор как форма права
- 6.Иные виды форм права
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VI Норма права
- 1.Понятие нормы права
- 2.Структура нормы права
- 3.Виды норм права
- Контрольные вопросы
- Предмет и метод правового регулирования
- 2.Публичное и частное право. Основные отрасли российского права Публичное и частное право
- Основные отрасли российского права
- Соотношение национального и международного права
- Контрольные вопросы и задания
- Список литературы
- Глава VIII Правотворчество
- 1.Правотворчество и процесс образования права. Виды правотворчества
- Виды правотворчества
- 2.Законодательный процесс, его содержание и стадии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIx Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
- 1.Характеристика правомерного и противоправного поведения
- 2.Основные признаки (юридический состав) правонарушения
- 3.Виды правонарушений
- 4.Понятие и виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваX Законность, порядок, общественный порядок
- 1.Законность и правопорядок в системе политико-правовых ценностей современной правовой жизни
- Законность и правопорядок в правовом государстве
- 2.Законность и ее признаки
- 3.Основные принципы (требования) законности
- Законность, целесообразность, справедливость
- Контрольные вопросы
- 2.Общая характеристика отдельных правовых систем
- 3.Развитие системы права в России
- 4.Международное право как особая правовая система.
- Субъекты международного права
- Нормы и принципы современного международного права
- Источники норм международного права
- Международный договор – основной источник международного права
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Раздел II
- 2.Понятие и значение Конституции России
- Контрольные вопросы
- Глава II Россия как федеративное государство
- 1.Конституционные принципы государственного устройства Российской Федерации
- 2.Договорное регулирование федеративных отношений
- 3.Вопросы статуса субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- ГлаваIii Система государственных органов Российской Федерации
- 1.Президент Российской Федерации
- 2.Федеральное Собрание Российской Федерации
- 3.Правительство Российской Федерации
- 4.Организация государственной власти в субъектах Федерации
- Законодательные собрания субъектов Российской Федерации
- Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- 5.Судебная власть Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава IV Основы гражданского права Российской Федерации
- 1.Предмет, метод и принципы гражданского права
- 2.Основные источники гражданского права
- 3.Гражданское правоотношение: понятие, субъекты, содержание, объекты
- Виды правоотношений
- Сделки и другие основания правоотношения
- 4.Граждане как субъекты гражданского права
- 5.Юридические лица и публично-правовые образования как субъекты гражданского права
- Права участников (учредителей) на имущество юридического лица
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава V Общие положения об обязательствах в Российской Федерации
- 1.Понятие гражданско-правового обязательства. Виды обязательств
- 2.Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств
- 3.Ответственность за нарушение обязательств
- 4.Прекращение обязательств
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VI Основы трудового права Российской Федерации
- 1.Трудовое право: понятие, предмет, метод и основные источники
- 2.Трудовые правоотношения
- 3.Трудовой договор
- Контрольные вопросы
- Понятие и классификация государственных должностей и государственных служащих
- Права государственного служащего
- Основные обязанности государственного служащего
- Сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
- Прохождение государственной службы
- 2.Законность как основа профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих
- 3.Нормативно-правовые акты в области информации для государственной службы
- Государственный служащий как потребитель информации
- 4. Правовые основы защиты государственной тайны и другой информации ограниченного доступа
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава VIII Основы уголовного права Российской Федерации
- 1.Уголовное право: понятие, система
- 2.Задачи и принципы уголовного права
- 3.Уголовный закон: понятие, структура
- 4.Преступление: признаки, состав, виды
- 5.Понятие уголовной ответственности
- Контрольные вопросы
- 2.Правовые экологические требования
- 3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Сожержание
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84