2.2.1. Экологическая культура
Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово «мир» издревле укоренилось в лексике разных народов, то термин «экология» (в переводе с греческого – наука о доме, о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля, её природа – материки и океаны, зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей, и мастерская, в которой они трудятся, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и источник здоровья, вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной, общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия, уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению, истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей страны отражает и эти угрозы, и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве.
Экологическая культура – ёмкое понятие, но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.
С одной стороны, «ответная реакция» природы на разрушительные действия даёт мощный толчок, побуждающий, а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей, встать на путь выработки экологической культуры.
С другой стороны, процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа», на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой.
«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и борьба за охрану природы и мира».
Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее, но и более отдалённое будущее, и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец, сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому, что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.
- 1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
- 2. Человек в учебной и трудовой деятельности.
- 3.Свобода как условие самореализации личности
- 4. Самосознание и социальное поведение, ценности и нормы.
- 5. Межличностные конфликты
- 6.Целостность и противоречивость современного мира
- 7. Научно технический прогресс
- 8. Духовная культура личности и общества.
- II. Духовная культура
- 2.1 Духовная культура личности
- 2.2 Элементы духовной культуры
- 2.2.1. Экологическая культура
- 9.Наука и образование в современном мире
- 10. Мораль как элемент духовной культуры.
- 11. Религия как элемент духовной культуры.
- 12. Искусство как элемент духовной культуры.
- 13. Что такое экономика и экономическая наука
- 14. Экономическая система
- 15. Рынок и его роль в экономической жизни
- 16. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция
- 17. Ввп, его структура и динамика
- 18. Внп. Структура и динамика.
- 19. Основная задача в условиях рынка производителей и потребителей.
- 20. Деньги. Банки. Инфляции
- 21. Социальная роль и стратификация
- 22. Социальная мобильность
- 23. Социальные нормы и конфликты
- 24. Девиантное поведение, его формы проявления
- 23. Молодежь как социальная группа
- 26. Этнические общности, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- 27. Семья как малая социальная группа
- 28. Дайте определение политики и власти
- 29. Политическая система ее внутренняя политика
- 30.Государство в политической системе
- 31. Внутренние и внешние функции государства
- 32. Форма государства: формы правления, территориальное устройство, политический режим.
- 34. Норма права: определение, структура
- 35. Политический статус личности
- 36. Отрасли российского права основные понятия
- 37. Роль средств массовой информации, политической жизни
- 38. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения. Право в современном мире.
- 39. Основные формы права
- 41. Конституционное право
- 42. Основы конституционного строя рф
- 43. Гражданское право как отрасль российского права
- 44. Уголовное право как отрасль российской федерации
- 45. Трудовое право как отрасль российского права
- 46. Административное право как отрасль российского права
- 47. Правоохранительные органы рф
- 48. Судебная система рф. Адвокатура. Нотариат
- 49. Понятие гражданство. Порядок приобретения и прекращения гражданства рф
- 50.Основные конституционные права и обязанности граждан рф