4. Самосознание и социальное поведение, ценности и нормы.
Самосознание это: осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом. Виды социального поведения: массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей); просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное; помогающее – конкурентное; девиантное (отклоняющееся) – противоправное.
Значимые виды социального поведения: связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды; связанные со стремлением добиваться успеха и власти; связанные с уверенностью и неуверенностью в себе. 12. Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках. Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. 13. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. 14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества. Типы девиантного поведения: Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений) Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами) Ретритизм (отвергает и цели и способы) Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями) Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. |
|
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;
религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.
Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.
Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.
Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.
Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:
1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ ком смысле слова;
2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;
3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно шению к тебе».
- 1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
- 2. Человек в учебной и трудовой деятельности.
- 3.Свобода как условие самореализации личности
- 4. Самосознание и социальное поведение, ценности и нормы.
- 5. Межличностные конфликты
- 6.Целостность и противоречивость современного мира
- 7. Научно технический прогресс
- 8. Духовная культура личности и общества.
- II. Духовная культура
- 2.1 Духовная культура личности
- 2.2 Элементы духовной культуры
- 2.2.1. Экологическая культура
- 9.Наука и образование в современном мире
- 10. Мораль как элемент духовной культуры.
- 11. Религия как элемент духовной культуры.
- 12. Искусство как элемент духовной культуры.
- 13. Что такое экономика и экономическая наука
- 14. Экономическая система
- 15. Рынок и его роль в экономической жизни
- 16. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция
- 17. Ввп, его структура и динамика
- 18. Внп. Структура и динамика.
- 19. Основная задача в условиях рынка производителей и потребителей.
- 20. Деньги. Банки. Инфляции
- 21. Социальная роль и стратификация
- 22. Социальная мобильность
- 23. Социальные нормы и конфликты
- 24. Девиантное поведение, его формы проявления
- 23. Молодежь как социальная группа
- 26. Этнические общности, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- 27. Семья как малая социальная группа
- 28. Дайте определение политики и власти
- 29. Политическая система ее внутренняя политика
- 30.Государство в политической системе
- 31. Внутренние и внешние функции государства
- 32. Форма государства: формы правления, территориальное устройство, политический режим.
- 34. Норма права: определение, структура
- 35. Политический статус личности
- 36. Отрасли российского права основные понятия
- 37. Роль средств массовой информации, политической жизни
- 38. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения. Право в современном мире.
- 39. Основные формы права
- 41. Конституционное право
- 42. Основы конституционного строя рф
- 43. Гражданское право как отрасль российского права
- 44. Уголовное право как отрасль российской федерации
- 45. Трудовое право как отрасль российского права
- 46. Административное право как отрасль российского права
- 47. Правоохранительные органы рф
- 48. Судебная система рф. Адвокатура. Нотариат
- 49. Понятие гражданство. Порядок приобретения и прекращения гражданства рф
- 50.Основные конституционные права и обязанности граждан рф