§ 2. Основные признаки государства
В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет прежде всего вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.
Представители социологического определения понятия государства выделяют 3 его признака:
1) совокупность людей — народ:
2) господствующую над ними власть:
3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.
В то же время, отмечают Шершеневич и Кокошкин, каждый из характерных признаков государства сам представляет сложное понятие и поэтому требует самостоятельного исследования (См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 202-212; Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 181—190.).
Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:
1. Разделение подданных государства по территориальным единицам.
2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.
3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.
Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от догосударственной организации власти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.
Одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают значительное влияние на картину общественной жизни. В этой связи важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества, типизировать особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о преемственности прежних государственных институтов в современных условиях.
Государство в реальной действительности — это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обосабливая его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки?
Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный институт – гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории “а счет территории других государств.
Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.
Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.
Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.
Во-вторых, государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.
Разнообразные по своему строению и задачам части государственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.
Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.
В- третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).
В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.
Суверенитет государства— это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.
Суверенитет — собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:
— в универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
— в прерогативе — возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
— в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и Юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.
При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение — путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно, данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.
Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической II нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Обогащается сущность государства, отмирают отжившие и появляются более прогрессивные функции и формы его деятельности, соответствующие объективным потребностям общественного развития.
- Глава I. Предмет и методология теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки
- § 2. Предмет и методология теории государства и права
- § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина
- Глава II. Общество и государство. Государство в политической системе общества
- § 1. Что такое общество?
- § 2. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе
- § 3. Причины возникновения государства
- § 4. Государство как важнейший элемент политической системы общества
- Глава III. Понятие и сущность государства
- § 1. Разнообразие определений государства.
- § 2. Основные признаки государства.
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства. § 1. Разнообразие определений государства
- § 2. Основные признаки государства
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства
- Глава IV. Правовое государство и его основные характеристики
- § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
- § 2. Основные характеристики правового государства. § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства
- § 2. Основные характеристики правового государства
- Глава V. Типы и формы государства
- § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима. § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государствен-ного устройства, форма государственного режима
- Глава VI. Механизм (аппарат) государства
- § 1. Понятие механизма (аппарата) государства.
- § 2. Органы государства и их классификация.
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства. § 1. Понятие механизма (аппарата) государства
- § 2. Органы государства и их классификация
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства
- Глава VII. Функции государства
- § 1. Понятие функций государства и их классификация.
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства.
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. § 1. Понятие функций государства и их классификация
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства
- Глава VIII. Понятие и сущность права. Современное правопонимание
- § 1. Признаки и определение права.
- § 2. Источники (формы) права.
- § 3. Право в современном понимании. § 1. Признаки и определение права
- § 2. Источники (формы) права
- § 3. Право в современном понимании
- Глава IX. Право в системе социальных норм. Правосознание и его роль в общественной жизни
- § 4. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
- § 1. Понятие и виды социальных норм
- § 2. Соотношение права с моральными нормами
- § 3. Право и социально-технические нормы
- § 4. Правосознание; понятие, структура, роль в общественной жизни
- § 5. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах
- Глава х. Принципы и функции права
- § 1. Принципы права.
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни.
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил. § 1. Принципы права
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил
- Глава хi. Нормы права и их структура
- § 1. Понятие и структура норм права.
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
- § 3. Виды правовых норм. § 1. Понятие и структура норм права
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
- § 3. Виды правовых норм
- Глава XII. Нормативно-правовые акты и их систематизация
- § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права.
- § 2. Виды нормативно-правовых актов.
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов.
- § 4. Информационно служба по законодательству. § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права
- § 2. Виды нормативно-правовых актов
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 4. Информационная служба по законодательству
- Глава XIII. Формы реализации права. Применение правовых норм
- § 1. Формы реализации права
- § 2. Понятие применения права. Основные стадии процесса применения норм права
- § 3. Акты применения правовых норм: понятие, виды
- § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- § 5. Пробелы в праве. Применение права по аналогии
- Глава XIV. Толкование норм права
- § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права.
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм
- Глава XV. Система права и система законодательства
- § 1. Понятие системы права. Основные признаки системы права
- § 2. Структурные элементы системы права
- § 3. Предмет и метод правового регулирования
- § 4. Соотношение системы права и системы законодательства
- Глава XVI. Правоотношения
- § 1. Понятие правоотношения и его основные признаки
- § 2. Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные юридические права и обязанности
- § 3. Юридические факты
- § 4. Предпосылки правоотношений
- Глава XVII. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
- § 1. Правомерное поведение и правонарушения.
- § 2. Понятие и виды правонарушений.
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности. § 1. Правомерное поведение и правонарушения
- § 2. Понятие и виды правонарушений
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности
- Глава XVIII. Механизм правового регулирования общественных отношений. Законность и правопорядок в современном обществе
- § 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы
- § 2. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве
- § 3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
- § 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия