§ 3. Причины возникновения государства
В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия Отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров, — купцов.
Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело в конечном счете к возникновению частной собственности.
Как это происходило? Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие — к изменению своего зависимого положения.
В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой — сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 166.).
Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.
В. И. Ленин писал, что “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примерены” (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 7.)
Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую (См.: Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 168.). Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
В. И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он писал: “По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание “порядка”, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов” (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 7.)
Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим (См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73).
Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому “в конечном счете” можно увязать “даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования”. “Во всяком случае, — продолжает Шершеневич, — экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений” (Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 125—126).
Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются естественно—правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.
Естественно-правовая теория происхождения государства. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к “войне всех против всех”; Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.
Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: “Люди быстро догадались, — писал он, — что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей” (Дидро Д. Соч. Т. VII. М., 1939. С. 236).
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на своих рабов. Они стали Деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы.
Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла обшей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше” (См.: Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907. С. 87, сл.).
Резюмируя свои взгляды, Руссо пишет: “Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого” (Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С. 13.) . Таким образом, общественный договор не разрушает естественного равенства, а, более того, заменяет физическое неравенство моральным и законным равенством.
Теория общественного договора подвергается критике по различным причинам. Так, Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. При этом личность “признавалась над всеми господствующей и все определяющей. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей” (Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 184—185.).
Шершеневич писал, что сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности, поскольку общественный договор для них только методологический прием. “Для них не важно, было ли так в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным общественными узами” (Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 110.) .
Примерно с таких же позиций оценивает договорную теорию Трубецкой. Он утверждает, что “не общество есть продукт свободного творчества человека, а наоборот, человек есть продукт исторически сложившихся общественных условий, определенной исторической среды, часть социального организма, подчиненная законам целого” (Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 214).
А. И. Денисов, будучи сторонником материалистической теории происхождения государства, писал, что “договорная теория антиисторична, ибо в основу общественной жизни кладет индивида, человека. Вместе с тем эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно определяться природой человека, она не замечает того, что человек воздействует на природу и создает себе новые условия существования” (Денисов А. И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. М., 1948. С. 108.).
Сторонники других концепций происхождения общества и государства, как правило, относятся к ней критически, находят в ней существенные изъяны. И это вполне естественно, так как любая существовавшая и существующая теория происхождения государства представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка. Познать закономерности общественного развития, возникновения и функционирования государства — задача, как подтверждает история, чрезвычайно сложная. Ее решение возможно на основе одновременной интеграции и дифференциации научных усилий различных школ и направлений, занимающихся вопросами происхождения государства и права.
Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Союз Советских Социалистических Республик был образован также на основе договора между республиками.
Таким образом, элементы договорной теории имеют под собой реальную историческую почву.
Органическая теория. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма Подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма (См.: Спенсер. Основание социологии. Т. I, II. СПб.. 1908).
Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория, государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он является творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация — это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов
В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной и государственной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы, что является свойством всякого экономически развитого общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
Теория насилия. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX—XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические: различия между победителями и побежденными.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой(См.: Дюринг Е. Ценность жизни. СПб., 1894).
Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого (См.: Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.). В итоге завоеваний возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, “возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая — угнетенным и эксплуатируемым классом” (Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. II, М., 1931. С. 77.).
В теории насилия, несомненно, присутствуют элементы экономической концепции. Однако эти две точки зрения на причины происхождения общества и государства не совпадают в главном. Если Маркс и Энгельс доказывают, что государство не есть сила, извне навязанная обществу, а есть результат его внутреннего развития, то Дюринг, Гумплович и другие в основу возникновения государства ставят факторы внутреннего или внешнего насилия. Несмотря на принципиальную несовместимость данных теорий, они тем не менее строятся на общей базе: действиях человека, которые обусловлены экономическими и социальными факторами его жизни.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно. что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.
В этой связи следует сказать о непоследовательности представлений марксистской теории о государстве. С одной стороны, она признает революционный, насильственный путь перезола от одного типа государства к другому, а с другой — отрицает роль насилия (в широком смысле) в образовании государства.
Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий люден и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека (См.: Петрожицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1907. С. 164 -188.).
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свеет всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве (См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 128).
Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев).
Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.
В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, пишет, что “между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми — частями социального организма — связь психическая” (Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 217.). С позиций договорной и экономической теорий происхождения государства эти воззрения несостоятельны. Тем не менее договор об учреждении государственного образования может быть заключен биологическими индивидами, обладающими нормальной человеческой психикой. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин также невозможно без участия психики человека и его физических усилий.
В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику.
Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.
- Глава I. Предмет и методология теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки
- § 2. Предмет и методология теории государства и права
- § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина
- Глава II. Общество и государство. Государство в политической системе общества
- § 1. Что такое общество?
- § 2. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе
- § 3. Причины возникновения государства
- § 4. Государство как важнейший элемент политической системы общества
- Глава III. Понятие и сущность государства
- § 1. Разнообразие определений государства.
- § 2. Основные признаки государства.
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства. § 1. Разнообразие определений государства
- § 2. Основные признаки государства
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства
- Глава IV. Правовое государство и его основные характеристики
- § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
- § 2. Основные характеристики правового государства. § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства
- § 2. Основные характеристики правового государства
- Глава V. Типы и формы государства
- § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима. § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государствен-ного устройства, форма государственного режима
- Глава VI. Механизм (аппарат) государства
- § 1. Понятие механизма (аппарата) государства.
- § 2. Органы государства и их классификация.
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства. § 1. Понятие механизма (аппарата) государства
- § 2. Органы государства и их классификация
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства
- Глава VII. Функции государства
- § 1. Понятие функций государства и их классификация.
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства.
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. § 1. Понятие функций государства и их классификация
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства
- Глава VIII. Понятие и сущность права. Современное правопонимание
- § 1. Признаки и определение права.
- § 2. Источники (формы) права.
- § 3. Право в современном понимании. § 1. Признаки и определение права
- § 2. Источники (формы) права
- § 3. Право в современном понимании
- Глава IX. Право в системе социальных норм. Правосознание и его роль в общественной жизни
- § 4. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
- § 1. Понятие и виды социальных норм
- § 2. Соотношение права с моральными нормами
- § 3. Право и социально-технические нормы
- § 4. Правосознание; понятие, структура, роль в общественной жизни
- § 5. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах
- Глава х. Принципы и функции права
- § 1. Принципы права.
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни.
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил. § 1. Принципы права
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил
- Глава хi. Нормы права и их структура
- § 1. Понятие и структура норм права.
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
- § 3. Виды правовых норм. § 1. Понятие и структура норм права
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
- § 3. Виды правовых норм
- Глава XII. Нормативно-правовые акты и их систематизация
- § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права.
- § 2. Виды нормативно-правовых актов.
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов.
- § 4. Информационно служба по законодательству. § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права
- § 2. Виды нормативно-правовых актов
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 4. Информационная служба по законодательству
- Глава XIII. Формы реализации права. Применение правовых норм
- § 1. Формы реализации права
- § 2. Понятие применения права. Основные стадии процесса применения норм права
- § 3. Акты применения правовых норм: понятие, виды
- § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- § 5. Пробелы в праве. Применение права по аналогии
- Глава XIV. Толкование норм права
- § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права.
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм
- Глава XV. Система права и система законодательства
- § 1. Понятие системы права. Основные признаки системы права
- § 2. Структурные элементы системы права
- § 3. Предмет и метод правового регулирования
- § 4. Соотношение системы права и системы законодательства
- Глава XVI. Правоотношения
- § 1. Понятие правоотношения и его основные признаки
- § 2. Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные юридические права и обязанности
- § 3. Юридические факты
- § 4. Предпосылки правоотношений
- Глава XVII. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
- § 1. Правомерное поведение и правонарушения.
- § 2. Понятие и виды правонарушений.
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности. § 1. Правомерное поведение и правонарушения
- § 2. Понятие и виды правонарушений
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности
- Глава XVIII. Механизм правового регулирования общественных отношений. Законность и правопорядок в современном обществе
- § 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы
- § 2. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве
- § 3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
- § 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия