§ 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства. § 1. Разнообразие определений государства
Государство —продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.
Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.
Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что “государство есть постоянный, единый организм таких установлении, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости” (Цит. по: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 200).
Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как “общественный союз. представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми” (Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 240.). Трубецкой считает, что “государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории” (Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 22.). Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин (Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. М., 1908. С. 4.). Хвостов писал, что государство — “это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти” (Хвостов В. М, Общая теория права. М.. 1914. С. 15.).
Гумплович определяет государство как “естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка” (Гумплович Л. Указ. соч. С. 36.).
Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на “социальное” и “правовое”. “Так как право — существенный элемент государства, — пишет Еллинек, — то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом..., должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве” (Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 117—118). Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед Н.М. Коркунов (Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1908. С. 51.).
Гегелевское понимание государства базируется на его обшей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: “Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает” (Гегель. Философия права. М., 1990. С. 279).
Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то “оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса” (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171—172). Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. “Государство, — пишет Ленин, — есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы” (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 75.).
Анализируя буржуазное государство середины XIX века, Маркс и Энгельс отмечает, что оно “есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436).
Развитие марксистско-ленинского учения о государстве в последующее время было ориентировано в основном на более углубленное раскрытие классового характера государства в любых его проявлениях, в том числе и “социалистического” (См.: Стучка П. И. Ленинизм и государство. М., 1924: Стецкий В. В борьбе за ленинскую теорию. М., 1933; Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1952). В послеоктябрьский период советская философско-юридическая мысль во взглядах на государство оставалась неизменной. “Государство — политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов” (Краткий философский словарь. М.. 1941. С. 47.) .
В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой. “Сущность государства заключается в том, — писали С. А. Голунский и М. С. Строгович, — что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса” (Голунский С. А., Строгович М. С. Конспект по теории государства и права. М., 1940. С. 53.). А. И. Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал, что “государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть — диктатуру” (Денисов А. И. Указ. соч. С. 53.).
Авторы учебника “Теория государства и права” М. П. Карева, С. Ф. Кечекьян, А. С. Федосеев. Т. И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что “государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за ее пределами” (Теория государства и права. М., 1955. С. 50—51.).
В работах 60—70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авторы многотомного издания “Марксистско-ленинская общая теория государства и права” считают, что государство — “это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства” (Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия М.. 1970. С.. 216). Несколько конкретизирует определение государства учебник “Теория государства и права” под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нем государство рассматривается как “особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом — в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны” (Теория государства и права. М., 1985. С. 38.). В несколько иной интерпретации определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: “Государство — это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и юлю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть” (Теория государства и права. М.. 1987. С. 40.).
Классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов. Так, В. С. Петров считает, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалектического понятия государства, раскрывающего его классовую сущность (Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 61.).
Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
Познание закономерных свойств и признаков государства “вообще”, видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершеневич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название “государство”. Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях (См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 201.).
- Глава I. Предмет и методология теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
- § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки
- § 2. Предмет и методология теории государства и права
- § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук
- § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина
- Глава II. Общество и государство. Государство в политической системе общества
- § 1. Что такое общество?
- § 2. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе
- § 3. Причины возникновения государства
- § 4. Государство как важнейший элемент политической системы общества
- Глава III. Понятие и сущность государства
- § 1. Разнообразие определений государства.
- § 2. Основные признаки государства.
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства. § 1. Разнообразие определений государства
- § 2. Основные признаки государства
- § 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства
- Глава IV. Правовое государство и его основные характеристики
- § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
- § 2. Основные характеристики правового государства. § 1. Возникновение и развитие идеи правового государства
- § 2. Основные характеристики правового государства
- Глава V. Типы и формы государства
- § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима. § 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему
- § 2. Формы государства: форма правления, форма государствен-ного устройства, форма государственного режима
- Глава VI. Механизм (аппарат) государства
- § 1. Понятие механизма (аппарата) государства.
- § 2. Органы государства и их классификация.
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства. § 1. Понятие механизма (аппарата) государства
- § 2. Органы государства и их классификация
- § 3. Вооруженные силы в механизме государства
- Глава VII. Функции государства
- § 1. Понятие функций государства и их классификация.
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства.
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. § 1. Понятие функций государства и их классификация
- § 2. Основные внутренние и внешние функции государства
- § 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства
- Глава VIII. Понятие и сущность права. Современное правопонимание
- § 1. Признаки и определение права.
- § 2. Источники (формы) права.
- § 3. Право в современном понимании. § 1. Признаки и определение права
- § 2. Источники (формы) права
- § 3. Право в современном понимании
- Глава IX. Право в системе социальных норм. Правосознание и его роль в общественной жизни
- § 4. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
- § 1. Понятие и виды социальных норм
- § 2. Соотношение права с моральными нормами
- § 3. Право и социально-технические нормы
- § 4. Правосознание; понятие, структура, роль в общественной жизни
- § 5. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах
- Глава х. Принципы и функции права
- § 1. Принципы права.
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни.
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил. § 1. Принципы права
- § 2. Функции (роль) права в общественной жизни
- § 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил
- Глава хi. Нормы права и их структура
- § 1. Понятие и структура норм права.
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
- § 3. Виды правовых норм. § 1. Понятие и структура норм права
- § 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
- § 3. Виды правовых норм
- Глава XII. Нормативно-правовые акты и их систематизация
- § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права.
- § 2. Виды нормативно-правовых актов.
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов.
- § 4. Информационно служба по законодательству. § 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права
- § 2. Виды нормативно-правовых актов
- § 3. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 4. Информационная служба по законодательству
- Глава XIII. Формы реализации права. Применение правовых норм
- § 1. Формы реализации права
- § 2. Понятие применения права. Основные стадии процесса применения норм права
- § 3. Акты применения правовых норм: понятие, виды
- § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- § 5. Пробелы в праве. Применение права по аналогии
- Глава XIV. Толкование норм права
- § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права.
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права
- § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм
- § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм
- Глава XV. Система права и система законодательства
- § 1. Понятие системы права. Основные признаки системы права
- § 2. Структурные элементы системы права
- § 3. Предмет и метод правового регулирования
- § 4. Соотношение системы права и системы законодательства
- Глава XVI. Правоотношения
- § 1. Понятие правоотношения и его основные признаки
- § 2. Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные юридические права и обязанности
- § 3. Юридические факты
- § 4. Предпосылки правоотношений
- Глава XVII. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
- § 1. Правомерное поведение и правонарушения.
- § 2. Понятие и виды правонарушений.
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности. § 1. Правомерное поведение и правонарушения
- § 2. Понятие и виды правонарушений
- § 3. Юридическая ответственность: понятие, основание, разновидности
- Глава XVIII. Механизм правового регулирования общественных отношений. Законность и правопорядок в современном обществе
- § 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы
- § 2. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве
- § 3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
- § 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия