3.2. Возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда
Универсальной формой гражданско-правовой ответственности при нарушении прав потребителей является возмещение стороной, совершившей нарушение, материального ущерба и морального вреда.
Потребитель имеет право на возмещение материального вреда вследствие обнаружения им недостатков в приобретенном товаре в течение гарантийного срока. При этом покупатель имеет право на полную компенсацию за причиненный ему ущерб, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статьей 15 ГК РФ, убытки представляют собой «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело при покупке товаров».
Кроме того, убытки подразделяются гражданским законодательством РФ на: реальный ущерб и упущенную выгоду.
Убытки возмещаются потребителю в случаях:
- отзыва исполнителем по договору товара,
- предоставления потребителю ненадлежащей информации о товаре,
- продажи товара ненадлежащего качества,
- нарушения продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара.
Следующим – наиболее востребованным - способом защиты потребителя в случае нарушения его прав является взыскание неустойки (штраф, пени) – «определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить потребителю в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения» (часть 1 статьи 330 ГК РФ).
Обязательство по выплате неустойки возникает одновременно с основным обязательством по компенсации убытков. Возможность неустойки должна быть зафиксирована в договоре розничной купли-продажи (статья 331 ГК РФ).
Неустойка выплачивается потребителю в случаях:
- просрочки удовлетворения потребителя об устранении недостатков в товаре, о замене товара, о соразмерном уменьшении стоимости товара, о возврате уплаченной за товар денежной суммы,
- невыполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара,
- нарушения продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара.
Основанием для взыскания и выплаты неустойки является установленный факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного законом или договором. При этом, неустойка, предусмотренная законом (законная неустойка), в отличие от неустойки, установленной договором (договорная неустойка), в соответствии со статьей 332 ГК РФ, подлежит взысканию независимо от наличия условия о неустойке в договоре [21, с.19-20].
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей», неустойка выплачивается потребителю исполнителем по договору в установленные сроки.
Относительно размера неустойки, он четко прописан в законодательстве.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона «О защите прав потребителей», за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1 % за каждый день просрочки при продаже товаров и 3 % при оказании услуг и выполнении работ (пункт 5 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей»).
Договором возможно увеличение размера неустойки. Снижение размеров неустойки в договоре не допускается.
Исключением является снижение размеров неустойки решение суда, в случае установления судом ее несоразмерности последствиям нарушенного по договору обязательства (статья 333 ГК РФ).
Возмещение убытков и выплата неустойки не освобождают сторону, совершившее нарушение прав потребителя, от исполнения своего обязательства в натуре [24, с.14-15].
Рассмотрим пример из судебной практики.
«Савицкий-Путин А.В. обратился в суд с иском к ООО «АрДжи Моторс» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании стоимости автомобиля, компенсации морального вреда, разницы между ценой товара по договору и ценой на дату вынесения решения, взыскании убытков, неустойки, штрафа за неисполнение требований.
В обоснование иска истец указал следующее.
Между сторонами заключен договор купли-продажи транспортного средства стоимостью 719900 рублей. По акту приема-передачи автомобиль передан покупателю. Покупатель произвел оплату частями (наличными 500 рублей, наличными 200000 рублей, путем привлечения кредитных денежных средств по договору - 519400 рублей) на счет ответчика.
После 6 дней эксплуатации автомобиля истец столкнулся с недостатками товара, считает их существенными, поскольку он неоднократно обращался с жалобами на увод автомобиля влево, стук в заднем левом колесе, дребезг в рулевом управлении, стук при вращении руля влево.
Указанные недостатки появлялись каждый раз вновь после ремонта и не были устранены надлежащим образом.
Истец обратился к ответчику с претензией вернуть денежные средства, возместить убытки.
Ответчик в письменном виде сообщил истцу об отсутствии оснований по удовлетворению требований, готовности устранить дефект путем проведения кузовного ремонта и лакокрасочных работ.
В связи с указанным, Савицкий-Путин А.В. просил удовлетворить выше изложенные требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1) расторгнуть договор купли-продажи автомобиля, заключенного между ООО «Ар Джи Моторс» и Савицким-Путиным А.В..
2) взыскать с ООО «Ар Джи Моторс» в пользу Савицкого-Путина А.В. стоимость автомобиля в размере 719900 рублей, разницу в стоимости товара в сумме 240000 рублей, неустойку в размере 100000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, штраф в размере 100000 рублей, в остальной части требований отказать.
3) обязать Савицкого-Путина А.В. возвратить ООО «Ар Джи Моторс» автомобиль, года выпуска, приобретенного по договору купли-продажи.
4) взыскать с ООО «Ар Джи Моторс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14000 рублей» [36].
В большинстве случаев возмещение убытков и взыскание неустойки применяются в совокупности с другими способами защиты прав потребителей.
В соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации, за нарушение прав потребителя предусматривается, помимо убытков и штрафов, компенсация морального вреда.
Основаниями для предъявления требований о компенсации морального вреда со стороны потребителя могут быть:
- нарушение сроков удовлетворения его требований, связанных с нарушениями потребительских прав,
- причинение потребителю морального ущерба в виде физических или моральных страданий (статья 151 ГК РФ) вследствие совершенных нарушений,
- иные случаи, предусмотренные законом.
Решение о возмещении морального ущерба принимается судом по факту доказательства наличия вины продавца или организации (статья 15 Закона «О защите прав потребителей») и влечет за собой обязательство нарушителя выплатить денежную компенсацию за указанный вред пострадавшей стороне. При этом размер данной компенсации не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителе морального вреда. Если он докажет в суде отсутствие своей вины (например, наступление нарушения вследствие действий непреодолимой силы), он может освобожден от ответственности.
Требование о компенсации морального вреда может предъявляться как самостоятельно, так и с имущественными требованиями [31, с.77-78].
Рассмотрим пример судебной практики.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 5 июля 2011 года в судебном заседании было рассмотрено гражданское дело по иску Р. и Р. к ООО «Ювелирный магазин «Аметист» о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда по надзорной жалобе.
Основание для обращения Р. и Р. в суд с иском к ООО «Ювелирный магазин «Аметист» явились следующие обстоятельства.
29 января 2012 года Р. и Р. приобрели в указанном магазине золотые серьги с бриллиантами, 11 февраля 2012 года одна из сережек сломалась. После проведения магазином экспертизы причина была установлена причина поломки - дефект производственного характера.
Поломанная серьга была направлена предприятию изготовителю - Московскому ювелирному заводу, где она была отремонтирована. Однако и после ремонта, согласно заключению экспертизы, на серьге имеются дефекты в виде поперечно расположенных трещин на стерженьке.
Заявление о расторжении договора купли-продажи в связи с торговлей некачественного товара, направленное Р. продавцу 19 апреля 2012 года, в добровольном порядке удовлетворено не было.
По мнению Р. и Р., Полагают, ответчик причинил им моральный вред торговлей некачественного товара, а также отказом в удовлетворении предъявленных ними требований.
Ответчик иск не признал.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 26 июня 2012 года, заключенный 29 января 2012 года договор купли-продажи золотых серег с бриллиантами между ООО «Ювелирный магазин «Аметист» и Р., был расторгнут.
В пользу Р. была взыскана стоимость серег в сумме 16758 руб., а также расходы по экспертизе.
Кроме того, на Р. возложена обязанность возвратить серьги ООО «Ювелирный магазин «Аметист».
В остальной части иска Р.и Р. было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 31 августа 2012 года решение оставлено без изменения.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 8 октября 2013 года в пользу истцов с ООО «Ювелирный магазин «Аметист» была взыскана компенсация морального вреда в сумме 1000 рублей [36].
Еще пример из судебной практики.
М.В.Е. обратился в суд с иском к ООО «Застройщик» о защите прав потребителей.
В обоснование своих требований указал следующее.
01.12.2016 и 15.12.2016 он приобрел у ответчика кирпич, который был получен частично. Кирпич на сумму 500000руб. ответчик передать отказался, чем, по мнению истца, нарушил его права как потребителя услуг.
Обратившись с претензией к ответчику, ответа на нее не получил.
По указанным обстоятельствам М.В.Е. просил взыскать с ответчика денежные средства в счет стоимости оплаченного и недополученного кирпича, неустойку, штраф, а также компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула исковые требования удовлетворены частично.
С ООО «Застройщик» в пользу М.В.Е. взыскано: 500000 руб. (в счет возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом), неустойка в размере 100000 руб., а также компенсация морального вреда (50000 руб.) [36].
При удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствовался статьями 151, 1099-1101 ГК РФ, статьей 15 Закона «О защите прав потребителей».
- Глава 1. Права потребителя и основания их защиты
- Глава 2. Нарушения прав потребителя по договору розничной купли-продажи
- Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли
- Глава 1. Права потребителя и основания их защиты
- 1.1.Понятие прав потребителя
- 1.2 Законодательство о защите прав потребителей
- 1.3.Государственные органы по защите прав потребителей
- Глава 2. Нарушения прав потребителя по договору розничной купли-продажи
- 2.1.Права потребителя по договору розничной купли-продажи
- 2.2 Виды нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи
- 2.3. Последствия нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи
- Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли
- 3.1. Самозащита прав потребителей в сфере розничной торговли
- 3.2. Возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда
- 3.3. Изменение или прекращение правоотношения по договору розничной купли-продажи