logo
Права потребителя

1.1.Понятие прав потребителя

Понятия подобные «правам потребителя» появились вместе с торговлей. Обман покупателя всегда считался преступлением, поскольку продавец и покупатель были скорее равны по своему положению и квалификации. Покупатель понимал, что за товар он приобретает и чего ожидать от покупки. Продавец тоже знал об этой осведомленности. Существовали также понятие гарантии и механизм возврата денег за некачественный продукт.

Вместе с тем, выделять эти права в отдельную категорию стали относительно недавно.

С развитием технологий ситуация стала меняться. Потребители начали меньше понимать внутренние характеристики товаров. Появление новых продуктов не давало времени проверять все опытом.

С появлением монополий в 19 в. стало очевидно, что продавец способен диктовать условия рынку.

Это привело к тому, что в Америке и в некоторых странах Европы с целью защиты простых потребителей начали активно использовать ограничительные меры.

Окончательно идея о том, что все граждане являются потребителями и должны иметь право на особую защиту в этом статусе, оформилась в обращении президента США Джона Кеннеди к Конгрессу со "Специальным посланием о защите интересов потребителей".

На следующем этапе в США и других странах (в том числе, с менее развитыми экономическими и общественными отношениями) были приняты законы о защите прав потребителей [20, с.19-20].

В случае, когда возникают конфликтные ситуации, связанные с недобросовестным поведением продавца либо изготовителя продукции, нужно знать свои права. Они определены Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – закон «О защите прав потребителей») и Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) [2]

Исходя из официального определения, приведенного в Законе «О защите прав потребителей», потребителем является «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

К основным положениям в данной сфере, предусмотренным действующим законодательством, относится 8 прав потребителей. В их число входит: