logo search
практика 2 там

Нормативно-правовая база таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе

В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней:

• первый уровень - наднациональное законодательство;

• второй уровень - национальное законодательство.

В целом систему нормативного правового регулирования в Таможенном союзе составляют:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС);

2) Международные договоры государств-участников Таможенного союза;

3) Решения Комиссии Таможенного союза;

4) Федеральные законы государств-членов Таможенного союза;

5) Решения Правительств государств-участников Таможенного союза;

6) Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников Таможенного союза.

Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках Таможенного союза, является ТК ТС.

Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории Таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.

Комиссия Таможенного союза (КТС) принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования. Она состоит из совета на уровне вице-премьеров Правительств и Коллегии – главного рабочего органа, куда страны-участницы направляют своих представителей. КТС проводится мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза. В соответствии с ее Решением от 17.08.2010 г. №335 на белорусско-российской и казахстанско-российской границах контроль осуществляется на основании стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе – это правовое регулирование отношений, связанных с:

• перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

• перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

• временным хранением;

• таможенным декларированием;

• выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами;

• проведением таможенного контроля;

• уплатой таможенных платежей;

• властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 05.07.2010 г. №48) заработала единая система таможенного регулирования на Единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Стороны провели работу по приведению национального законодательства в соответствие с ТК ТС, ратифицировали Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999 г.

С момента введения в действие ТК ТС и передачи соответствующих полномочий КТС было принято более ста нормативных актов по вопросам таможенного регулирования. В их числе решениями КТС утверждены: формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости.

Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства.

С 29 декабря 2010 г. на территории России начал действовать Федеральной закон от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В Законе №311-Ф3 содержатся положения, связанные порядком информирования и консультирования, порядком обжалования действий таможенных органов, системой таможенных органов.

Здесь конкретизирован ряд вопросов, связанных с деятельностью лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (владельцев СВХ, ТС, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов).

Целями ФЗ «0 таможенном регулировании в Российской Федерации» являются:

1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

З) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

2) определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона;

З) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации;

5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

С 1 июля 2011 г. в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденных Решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 06.10.2007 г. №1 и от 09.06.2009 г. №9, прекращено осуществление функций согласованных видов государственного контроля на внутренних границах стран Таможенного союза.

На казахстанско-российском участке границы прекращено совершение фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-карантинного, транспортного (автомобильного) видов контроля, таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, за исключением пограничного контроля.

На белорусско-российском участке границы в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращено осуществление отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран, а также транспортного (автомобильного) контроля. Сами ППУ ликвидируются.

Функции по осуществлению согласованных видов государственного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, будут осуществляться уполномоченными органами России, Беларуси и Казахстана, в том числе в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Что касается тарифного регулирования, то основными международными актами, регулирующими эти правоотношения, являются:

• Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 г.;

• Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12.12.2008 г.;

• Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12.12.2008 г.;

• Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008 г.;

• Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008 г.

Далее решениями Межгоссовета от 27.11.2009 г. №18 и 19 утверждены:

• Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

• Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Перечни необходимые для применения тарифных преференций - это:

• Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

• Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

• Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Кроме того, п. 7 Решения №18, с даты его принятия (27.11.2009 г.) Комиссии Таможенного союза представлены полномочия по ведению Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Необходимо отметить, что Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС) окончательно не сформирован и в данный момент происходят постоянные согласование новых и пересмотр действующих ставок, при этом сторонами учитываются следующие факторы:

• уровень унификации таможенных тарифов;

• импорт конкретного товара на таможенные территории государств-сторон;

• чувствительность ставок ввозных таможенных пошлин для конкретной отрасли промышленности;

• международные обязательства сторон.

В дальнейшем предстоит решить следующие основные задачи по совершенствованию таможенного регулирования в Таможенном союзе:

• обобщение и подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза и отдельные решения Комиссии. Для этих целей предлагается создать специальную экспертную группу;

• разработка единых правил осуществления таможенных операций при представлении таможенным органам предварительной информации, а также при предварительном таможенном декларировании товаров;

• подготовка единообразных правил, учитывающих особенности таможенного декларирования и проведения таможенных процедур в отношении товаров в некомплектном иди незавершенном виде в течение установленного периода времени, а также предварительного, неполного и периодического таможенного декларирования товаров;

• внесение изменений и дополнений в соглашения: о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада, свободных (специальных, особых) экономических зонах и таможенной процедуре свободной таможенной зоны, о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпyском.

Основными задачами в области тарифного регулирования являются:

• разработка основных направлений таможенно-тарифной политики государств - членов Таможенного союза с их увязкой со стратегическими планами сторон по развитию экономики, установленными ими приоритетными направлениями развития и модернизации отдельных отраслей экономики;

• систематизация и совершенствование действующих нормативно- правовых актов Таможенного союза в сфере единого таможенно-тарифного регулирования с учетом формируемого единого кодифицированного документа Таможенного союза;

• введение процедур консультаций на наднациональном уровне предлагаемых изменений с деловыми кругами государств - членов Таможенного союза;

• подготовка и утверждение Пояснений к ТН ВЭД ТС;

• подготовка новой редакции ТН ВЭД ТС на основе пятого издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, вступающего в силу с 1 января 2012 г.;

• анализ взаимного соответствия принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров и их унификации.

26