Специальные принципы Таможенный протекционизм
Протекционизм — одно из направлений экономической политики, обеспечивающее защиту экономической безопасности страны. С одной стороны, таможенный протекционизм защищает национальную экономику от умышленных (экономические диверсии) и неумышленных (циклические экономические кризисы и др.) негативных воздействий на нее. Защитная функция таможенного протекционизма существует независимо от того, как конкретно развиваются торгово-экономические отношения с отдельными странами. При благоприятных условиях развития мировой экономики внешнеэкономического сотрудничества эта функция продолжает сохраняться. Она становится своего рода «спящей» функцией, готовой в любой момент «проснуться» и обеспечить незыблемость экономического суверенитета государства и гарантировать его экономическую неуязвимость.
Протекционизм предполагает защиту национальной экономики от воздействия как экзогенных (внешнего происхождения), так и эндогенных (внутренних) факторов.
К экзогенным факторам относится негативное экономическое воздействие внешней среды. Это воздействие может явиться следствием кризисного состояния мировых товарных рынков, международной валютно-финансовой системы и международных экономических отношений в целом, а также может представлять собой результат целенаправленной акции, направленной на дестабилизацию внутреннего рынка и подрыв национальной экономики из вне и используемой для достижения конкретных внешнеполитических целей. В перечисленных случаях принцип протекционизма обычно реализуется через использование таких инструментов, как импортная (ввозная) таможенная пошлина, генеральные (максимальные) ставки таможенного тарифа, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Принцип протекционизма может проявляться и в защите национального рынка от эндогенных факторов, имеющих внутреннюю природу. Инструментом государственного регулирования, используемым в этих целях, являются экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Нередко экспортные пошлины именуются социальными пошлинами, поскольку в некоторых развивающихся странах они вводятся для того, чтобы предотвратить вывоз продовольственных товаров, способный образовать существенный дефицит этой продукции на внутреннем рынке. Протекционистский эффект экспортных пошлин проступает также на фоне внешнеторговых связей в рамках программ по специализации и кооперированию производства. Устанавливая вывозные пошлины на сырье, правительство защищает от «вымывания» дешевую сырьевую базу и содействует увеличению цены на отечественное сырье, закупаемое иностранными производителями. Это должно содействовать росту конкурентоспособности продукции отечественного производства и стимулировать закупку иностранными контрагентами не сырья, а полуфабрикатов и готовой продукции.
Новый облик протекционизма — неопротекционизм — нередко направлен на ограничение не самого импорта, а лишь темпов его прироста.
Арсенал протекционистских средств содержит такой прием, как «добровольное ограничение экспорта». Практика «добровольного ограничения экспорта» лимитирует поставки отдельных товаров. В некоторых случаях она оформляется соответствующими межправительственными соглашениями об упорядочении сбыта (о регулировании взаимной торговли и т.п.), подписываемыми на двух- и многосторонней основе.
Иногда регулирование «добровольных квот» ввоза осуществляется с помощью так называемых джентльменских соглашений, опирающихся на взаимное доверие государств-торговых партнеров.
Политика неопротекционизма не означает полного отказа от тарифных инструментов. Поясним этот тезис на следующих примерах.
При установлении преференциального режима и режима наибольшего благоприятствования могут активно использоваться разнообразные оговорки. Результаты достигаемых таким образом отклонений от конвенциональных и преференциальных ставок тарифа могут использоваться как во внешнеполитических, так и в протекционистских целях.
Правительство, ссылаясь на создавшуюся угрозу развитию национальной экономики на том или ином товарном направлении, может ввести временные таможенные ставки (или надбавки к действующему таможенному тарифу) по конкретным позициям товарной номенклатуры.
Можно выделить несколько основных форм протекционизма:
- селективный протекционизм, направленный против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм, защищающий определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство в рамках так называемого аграрного протекционизма);
- коллективный протекционизм, проводимый группами государств в отношении стран, в них не входящих;
- скрытый протекционизм, осуществляемый методами внутренней экономической политики (внутреннее налогообложение, субсидирование и т.д.).
- Таможенное регулирование торговых операций
- Общеправовые принципы Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики
- Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением
- Единство таможенной территории Таможенного союза
- Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация
- Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности
- Специальные принципы Таможенный протекционизм
- Фискальный принцип.
- Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей
- Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей
- Занятие №2
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права
- Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности
- Нормативно-правовая база таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе