2.2 Виды нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи
Законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи. Это правило устанавливает исключение из нормы пункта 2 статьи 396 ГК РФ, об освобождении должника от исполнения обязательства в натуре.
Согласно пункту 6 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", «в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы».
Законодатель предусмотрел ответственность продавца и в случае не предоставления покупателю необходимой и достоверной информации (пункты 3, 4 статьи 495 ГК РФ).
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора [35, с.39].
Продавец вправе отказать покупателю в удовлетворении его требований, если докажет, что недостатки возникли в товаре по вине покупателя, т. е. носят эксплуатационный характер. Доказать это можно только путем проведения экспертизы.
Проверка качества проводится за счет продавца и независимо от ее результатов потребитель не должен возмещать продавцу расходы, связанные с ее проведением.
Право на проведение экспертизы имеют только независимые эксперты. Работники магазина, сервисных центров проводить экспертизу не имеют права. Результатом проведения экспертизы должен быть оформленный соответствующим образом документ – акт экспертизы.
Сроки проведения экспертизы установлены в Законе «О защите прав потребителей». При этом, если срок гарантии на изделие не истек, обязанность проведения экспертизы возлагается на продавца.
В случае если потребитель участвовал в данной процедуре, он должен подписать этот документ, при необходимости внеся в него свои замечания или выразив несогласие с выводами проведенной проверки.
В случае несогласия потребителя с выводами проведенной проверки о причине возникновения недостатков в товаре продавец обязан провести экспертизу товара.
Потребитель должен обращаться к независимым экспертам также по истечении этого срока. Но если проведенная потребителем экспертиза подтвердит наличие производственных недостатков, то расходы на ее проведение обязано возместить торговое предприятие.
Если же дефекты в товаре возникли по вине потребителя, магазин вправе предъявить аналогичное требование к покупателю [37, с.68-69].
- Глава 1. Права потребителя и основания их защиты
- Глава 2. Нарушения прав потребителя по договору розничной купли-продажи
- Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли
- Глава 1. Права потребителя и основания их защиты
- 1.1.Понятие прав потребителя
- 1.2 Законодательство о защите прав потребителей
- 1.3.Государственные органы по защите прав потребителей
- Глава 2. Нарушения прав потребителя по договору розничной купли-продажи
- 2.1.Права потребителя по договору розничной купли-продажи
- 2.2 Виды нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи
- 2.3. Последствия нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи
- Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли
- 3.1. Самозащита прав потребителей в сфере розничной торговли
- 3.2. Возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда
- 3.3. Изменение или прекращение правоотношения по договору розничной купли-продажи