logo search
билеты1

Нормы права, способы толкования.

классификация в зависимости от характера диспозиции на

Обязывающие выражают должное поведение, они устанавливают долг субъекта совершить какие-либо действия. Запрещающие требуют воздержаться от каких-либо действий. Они содержат запрет на вредные действия с точки зрения государства и общества. Управомачивающие предоставляют субъектам возможность определять свое поведение, обеспеченное юридическими обязанностями других лиц и авторитетом государства.

В последние годы в научной литературе получила широкое распространение классификация на регулятивные и охранительные. Охранительные специализируются на охране права от нарушений и содержат санкции. Данная классификация не выдерживает критики, так как норма права является одновременно и регулятивной, и охранительной. Регулятивной, так как назначение права - быть регулятором общественных отношений. Данное деление имеет условный характер.

Все нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы права регулируют сферы общественной жизни путем закрепления определенных прав и обязанностей субъектов, они регламентируют, что могут делать и что должны делать субъекты. Процессуальные нормы права определяют порядок, обслуживание процесса, процедуры претворения в жизнь норм материального права.

Особое и своеобразное положение в системе права имеют технико-юридические нормы. В них закрепляются отношения людей по поводу труда, производства и обслуживания технических средств. Появление технико-юридических норм связано с прогрессом и его влиянием на общественную жизнь. Особенность этих норм в том, что они опираются на юридические санкции.

За последнее время получило известность деление правовых норм на поощрительные и рекомендательные. Поощрительные регулируют процесс поощрения работника за получение результатов, превышающих обычные требования. Поощрительные нормы рассчитаны на повышение активности. Рекомендательные нормы - это советы, пожелания. Они устанавливают варианты желаемого поведения субъектов.

Способы толкования права - это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно для получения ясности смысла правовых велений. В теории права принято различать понятия "способ" и "прием". Способ - это более емкое понятие, включающее в себя приемы и средства познавательной деятельности. Прием - это конкретное познавательное действие, движение мысли интерпретатора. Приемы это: сравнение, аналогия, выведение одних знаний из других и т.д.

Грамматический, филологический, исторический, телеологический, функциональный, языковой, логический, систематический и т.д.

Систематический способ толкования права состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами и выявлении ее связи в общей системе правового регулирования. Субординация, координация, связи управления и т.д. Противоречия, то есть коллизии, между нормами права и отдельными правовыми актами.

  1. если выявлено противоречие между нормами права, изданными разными органами, то следует руководствоваться нормой, установленной вышестоящим органом как нормой, имеющей большую юридическую силу;

  2. если имеются противоречия между нормами, изданными одним и тем же органом, то следует руководствоваться нормой, установленной позже по времени.

Филологический способ иногда называют грамматическим или языковым. Филология - это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Поэтому сущность данного способа толкования состоит в использовании средств грамматического анализа текста закона. Содержанием его выступает совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранять возможные противоречия, выяснять значение отдельных слов и смысла в целом. Письменный текст источника права подвергается филологической критике.

Историко-политический способ объединяет исторические условия издания нормативного акта и социально-политические цели, которые имел ввиду законодатель, создавая данный источник права. Таким образом, содержание этого способа состоит в выявлении смысла правовых норм путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее создание. Логический способ толкования права заключается в использовании средств формальной логики при познании правовых явлений. Объектом логического способа выступают не отдельные слова, а внутренние связи между частями нормативного акта, а также логическая структура правовой нормы. Логические законы, принципы и категории используются самостоятельно наряду со средствами грамматического анализа. При установлении гипотезы, диспозиции и санкции правовой нормы.

Билет № 11

  1. Соотношение законности и целесообразности в процессе реализации норм права.

Принципы законности - это основные идеи, обеспечивающие правомерный характер человеческой деятельности в сфере права. Это установки правосознания, ориентирующие человеческое поведение на идеалы законопослушного поведения. Вопрос о количестве и наименованиях этих принципов достаточно дискуссионен. Наиболее распространено признание шести основных принципов законности:

  1. всеобщность, или государственная обязательность;

  2. единство;

  3. верховенство закона в системе источников права;

  4. связь законности и культурности;

  5. недопустимость противоречия законности и целесообразности;

  6. неотвратимость юридической ответственности за правонарушения.

Законность имеет государственно-обязательный характер. Это вытекает из ст. 15 Конституции РФ. Государственная обязательность законности понимается как всеобщность ее требований, распространяющаяся на всех субъектов общественной жизни. Все субъекты в равной степени обязаны соблюдать правовые нормы. С другой стороны, все правовые нормы, как конституционные, так и подзаконные, имеют государственную обязательность. Не должно быть деления правовых норм на более значимые и менее значимые.

Единство законности проявляется в том, что понимание и применение законов должно быть единообразным. Основные начала правового урегулирования в государстве должны быть единообразны, и в обществе должно складываться единое правовое пространство, определяющее однообразный характер понимания и применения права на территории всего государства. Данный принцип не должен противостоять законодательству субъектов, которые, опираясь на Конституцию, имеют право создавать свое особенное региональное законодательство. Вместе с тем, эти особенности в праве не должны посягать на основное содержание правового регулирования, установленного федеральным центром.

Законы - это основания режима законности. Они являются наиболее авторитетными источниками права, поэтому установление режима законности должно основываться на строгом соблюдении законов. Упрочение законности должно начинаться с упрочения и поднятия авторитета самих законов. Ядром законности является конституционная законность, которая выражается в требованиях строгого, неукоснительного соблюдения норм Конституции и других источников конституционного законодательства. Поэтому поднятие авторитета закона должно выражаться в непосредственном характере конституционных законов и их реальном применении на практике.

Законность всегда связана с культурой общества, особенно с правовой культурой в данном государстве. В истории замечено, что чем выше культурный уровень развития общества, тем больше создается возможностей для установления прочного режима законности. Поэтому любое государство заинтересовано в поднятии культуры людей. С точки зрения философии, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способы их передачи от поколения к поколению. Составной частью культуры выступает правовая культура, выражающаяся в накопленных человечеством правовых ценностях. Правовые ценности - это наиболее значительные идеалы правовой жизни людей. Поэтому правовая культура - это важнейший фактор упрочения режима законности правовой жизни. Руководители государственного аппарата всегда заинтересованы в том, чтобы государственные служащие и население постоянно повышали бы уровень своей правовой культуры.

Режим законности требует, чтобы законность не входила в противоречие с целесообразностью. Целесообразность - это учет воли и интересов людей при претворении в жизнь правовых норм. Законность и целесообразность имеют два аспекта соотношения: в правотворчестве и реализации права. В правотворчестве принятые правовые нормы должны выражать волю и интересы общества, отсюда "целесообразно лишь то, что прямо выражено в законе". Иной целесообразности быть не должно. Из этого вытекает требование того, что изданные правовые нормы должны соблюдаться несмотря на их кажущуюся нецелесообразность до их отмены. В реализации права связь законности и целесообразности проявляется в том, что правоприменитель, рассматривающий юридическое дело, должен руководствоваться началами законности и целесообразности одновременно. Однако целесообразность не должна выходить за рамки законности.

Суть принципа неотвратимости юридической ответственности за правонарушения состоит в том, что любое правонарушения должно влечь за собой применение юридической ответственности к правонарушителю. В противном случае складывается убеждение в беззаконности, которое разлагает общество.

В науке встречаются и иные принципы законности, в частности, контроль и надзор за соблюдением законности. Однако это скорее гарантии законности.