logo
билеты1

Внутренние и внешние функции государства.

Комплексное представление о формах и методах осуществления политической власти выражается в понятии функций государства. Функции государства отвечают на вопрос, что и как делает государство для налаживания и управления делами общества. С точки зрения философии, функция рассматривается как реализующееся свойство какого-либо явления, то есть под функцией государственных и правовых явлений следует понимать их возможность и способность к определенной деятельности. В научной литературе по поводу понятия функций государства единство мнений не достигнуто. Одни авторы считают, что функции государства - это стороны и направления государственной деятельности. Другие - что функции государства - это не просто стороны и направления, а сама государственная деятельность. функции государства - это основные направления и стороны деятельности государства, в которых выражается его сущность, служебная роль, задачи и цели.

Все функции государства имеют общие черты. По своему содержанию функция государства есть однородная по характеру деятельность. Функции государства выражают наиболее глубинные, сущностные стороны государства. В функциях выражается активная, служебная роль государства по отношению к обществу, особенности и закономерности развития самого государства. Наконец, важно иметь в виду, что функции государства определяются задачами и целями, стоящими перед государством. Изменение в задачах государства ведет и к изменению самих функций. Задачи - это цели, ориентиры, к которым стремится государство. Функции - средства достижения целей, осуществления задач. В соотношении задачи являются ведущим понятием.

функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции - это основные направления систематически осуществляемой государством работы по решению внутригосударственных задач (экономическая, идеологическая, социально-трудовая деятельность). Внешние функции представляют собой взаимодействие и сотрудничество государств на международной арене. Все функции государства делятся на основные и неосновные, или второстепенные (подфункции). Это деление функций государства по степени важности. Основные функции государства - стороны и направления государственной деятельности, реализующиеся в решении стратегических задач и целей государства. Они имеют комплексный, собирательный характер. В них могут объединяться несколько подфункций. Например, экономическая функция выражается в управлении хозяйством, но она складывается из управления промышленностью, сельским хозяйством и т.д. Все функции государства делятся на созидательные и охранительные. Созидательные функции - это деятельность государства по созданию материальных и духовных благ. Охранительные функции - это охрана условий созидательной работы государства. Это, как правило, работа специальных охранительных органов.

Функции государства могут быть временными и постоянными. Временные функции возникают у государства для разрешения важных, но кратковременных задач. Постоянные выглядят, как центральные направления систематически осуществляемой государством деятельности.

В научной литературе имеются и другие классификации. В последнее время пропагандируется классификация функций государства на законодательные, исполнительные и судебные. Но здесь речь идет не о функциях государства, а о разделении государственной деятельности. То есть законодательное, исполнительное и судебное распределение демонстрирует принцип разделения властей, и в этом его главная задача.

Основные внутренние и внешние функции государства имеют длительную историю своего становления. Нужно учитывать, что функции современного государства не совпадают с функциями государства рабовладельческого или феодального.